Снег идёт, пешеход лежит. Итоги работы комитета по благоустройству первых двух недель этого года
Проявить понимание и терпение — к этому «Санкт-Петербургские ведомости» призывали горожан, когда рассказывали о том, как дорожники и жилищники чистят город от снега и льда. Уговаривали не раздражаться, а принять во внимание, что снег часто невозможно убрать моментально, что дворники и механизаторы и без того работают круглосуточно… Но то, что происходило в сфере уборки города в течение первых двух недель нового года, могло лишить терпения даже самого терпеливого.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Проспект Стачек и Кондратьевский, Институтский и Дальневосточный, Будапештская улица и Бабушкина… На том же Институтском, кстати, неубранную снежную кучу сдвинули к светофору «самообслуживания». Так что никто не мог дотянуться до кнопки включения зеленого света.
Ну а уж в центральных районах можно было вообще назвать любую улицу, и не ошибешься, предположив, что по ней невозможно ходить без риска сломать себе шею. Новосмоленская набережная и проспект Кима на Васильевском острове; Зверинская улица и Чкаловский проспект на Петроградской стороне; Люблинский переулок и набережная Обводного канала — в Адмиралтейском; Волоколамский переулок и набережная у Большеохтинского моста — в Центральном… Это лишь несколько адресов, названных жителями в многочисленных жалобах на 004, на «горячую линию» комитета по благоустройству и на портал «Наш Санкт-Петербург». Причем жалобы написаны горожанами через пять-шесть дней после завершения снегопада. То есть у дорожных предприятий было время если уж не вылизать улицы, то хотя бы сделать их проходимыми.
Редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» расположена в Кузнечном переулке на перекрестке с улицей Марата. А потому сотрудники газеты не понаслышке знают, как убирают тротуары центра. Вернее, не убирают. Особенно опасна часть переулка между Лиговским проспектом и улицей Марата. В первые снежные дни пешеходы протоптали там узенькую тропинку, заметную по сей день. На тротуаре образовалась неровная наледь, не тронутая ни лопатой, ни ломом. Она заставляет людей ползти, цепляясь за стены домов, водосточные трубы или за встречных пешеходов. Ничуть не лучше на Боровой улице, на Колокольной и на Коломенской… Везде узко, скользко, неровно и опасно. А еще как‑то провинциально грязно.
В течение нескольких лет городские власти ставили вопрос об уборке Петербурга вообще и его исторического центра в частности. Шла речь о необходимости закупки специальной техники; об ответственности коммерсантов, занимающих первые этажи; об организации работы по‑новому; об отдельном регламенте зимней уборки — специально для центра. И все мероприятия данного списка вроде бы выполнены.
Спецтехнику (в том числе «мини» для тротуаров центра) город закупает сотнями штук и миллиардами рублей. Дорожные компании преобразованы в госпредприятия. В частности, за уборку дорог и тротуаров Василеостровского, Петроградского, Центрального, Адмиралтейского и ряда других районов ныне отвечает Центральное управление региональных дорог и благоустройства, подведомственное соответствующему комитету и бюджетными средствами не обделенное.
Есть и отдельный регламент. В правилах зимней уборки черным по белому записано, что особенности центра, из‑за которых многие улицы можно чистить только вручную, обуславливают увеличение числа работников ручного труда на 21 %. Точность, признаться, выглядит странновато (как полтора землекопа), но общая картина ясна.
Кроме того, в правилах оговорено, что в центральных районах периодичность проведения уборочных работ зимой на 20 % чаще, чем на остальной территории города. И существенно дороже. Городскими нормативными актами установлено, что ручная уборка снега на 1000 квадратных метрах стоит 910,16 рубля в день. Из них 552,96 рубля — фонд заработной платы. Самая высокая цена в уборочном прайсе.
Указаны и нормативы уборки. Так, ручное подметание и сдвигание свежевыпавшего снега на тротуарах центра должно происходить 144 раза за сезон на каждой улице. Устранение гололеда и скользкости — от 84 до 120 раз за сезон в зависимости от класса улицы.
Есть также отдельные нормативы на прочие ручные операции: скалывание льда под водостоками, очистку бордюров и прочее.
Эта цифирь лежит в основе расчета бюджетных расходов. Анализировать ее — сложный и неблагодарный труд. Любой профи отвергнет умозаключения непрофессионала со словами «вы ничего не понимаете». И все же…
Сезон начинается 15 октября и завершается 15 апреля. Стало быть, 15 января — самая его середина. Формально к этому дню свежевыпавший снег в Кузнечном переулке (как и на любой улице центра) должен быть выметен вручную 72 раза (половина от 144), а скользкость ликвидирована как минимум 42 раза.
По данным Гидрометцентра, в ноябре снег шел дважды (правда, с дождем, но мы опустим эту деталь), в декабре мело в течение пяти дней, в январе — с большей или меньшей интенсивностью — семь дней. Итого 14 дней снегопада. И 72 ручные уборки… Кузнечный должен был сиять.
Возможно, специалисты Центрального управления не согласятся с этим расчетом. Думается, горожане с интересом ознакомятся с их точкой зрения.
Вот жители Адмиралтейского района, которые пожаловались на непроходимость улиц, уже знакомы с точкой зрения районной администрации, которая пояснила, что лед и снежная жижа — на совести владельцев коммерческих заведений на первых этажах, которые не выполняют свои обязанности по очистке…
В городском административном законодательстве и правда предусмотрены штрафы за отсутствие уборки «входных групп». А именно: собственники нежилых помещений обязаны обеспечить «устранение гололеда и скользкости, удаление снега с покрытий, расположенных на расстоянии трех метров от границ здания, но не далее бортового камня, отделяющего проезжую часть, по всей длине помещения по фасаду здания».
Стоит вспомнить, что первые этажи многих узких улочек исторических районов, где ширина тротуаров меньше трех метров, сплошь магазинчики, кафешки и прочие заведения. Стало быть, Центральному управлению региональных дорог и чистить‑то ничего не нужно. А если грязно и скользко, то во всем виноваты коммерсанты.
Но что дают горожанам эти знания? Ведь сами они (физические лица, бредущие по льду от одной водосточной трубы до другой) даже не являются субъектами административного права. То есть составление протоколов об административных правонарушениях и наложение штрафов не входит в их полномочия. А вот в полномочия районных администраций входит. Так, быть может, чиновникам Адмиралтейского района надлежало бы как минимум объяснить гражданам, какие именно меры были применены к тем злонамеренным коммерсантам, которые не очистили тротуар вдоль своего магазина/кафе/парикмахерской? И каковы результаты этих мер?
Интересно, что срок решений по всем жалобам на неубранные тротуары центра, поступившие к 20 января, наступит в начале февраля. За это время либо погода «доест» лед, либо выпадет новый снег, на который, похоже, нужно будет жаловаться по новой.
Читайте также:
Слово года в ЖКХ. Какие преобразования принёс отрасли минувший год?
Соль на дорогах: необходимость или излишество?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7832) от 23.01.2025 под заголовком «Снег идет, пешеход лежит».
Комментарии