Сначала возродить культуру
Вчера в Александринском театре открылся III Петербургский международный культурный форум. Церемония заняла меньше часа: организаторы подчеркивали важность деловой программы.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Количество участников форума за два года выросло с одной тысячи до шести тысяч, в 2014-м в его рамках состоится 250 событий на 73 площадках. Главное из них – 250-летие Эрмитажа.
Открывая форум, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко напомнила слова русского историка Василия Ключевского о том, что политическому и экономическому возрождению должно предшествовать возрождение культуры. Еще в этом году будут приняты Основы государственной культурной политики. Подготовлена стратегия развития культуры на ближайшие 10 лет, а также новый федеральный закон о культуре, который предусматривает новые формы финансирования – государственные гранты, меценатство, поддержку частных лиц.
Точно определила место культуры в своем приветствии Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО: это идентичность, устойчивое развитие, рабочие места, диалог и поиски взаимопонимания. А также культура – самая лучшая из возобновляемых энергий. Г-жа Бокова назвала партнерство с Россией жизненно важным для ЮНЕСКО.
Кстати, гостей форума у входа в Александринский театр встречал пикет с плакатом: «Подарите Эрмитажу Конюшенный двор!».
Выступая на открытии форума, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский привел результаты недавнего исследования Европейского университета в Петербурге. От существования музея город получает ежегодно 1,2 млрд долларов косвенных доходов. Заодно Пиотровский принес извинения всем, кто в субботу попал в большие пробки в центре Петербурга. 3D-мэппинг на Дворцовой площади собрал столько зрителей (по некоторым оценкам, до 600 тысяч человек), что полиция вынуждена была перекрыть для движения Невский проспект.
В кулуарах церемонии испанский архитектор Сантьяго Калатрава рассматривал стенд о реставрации памятников архитектуры в России (жаль, что его тексты забыли перевести хотя бы на английский). На вопрос о целях приезда маэстро сообщил, что будет знакомиться с восточным крылом Главного штаба, только что полностью открытым для экспозиций и выставок.
Впрочем, праздничная суета быстро пройдет, и вернутся суровые будни. О том, как жить в трудные времена, мы спросили прибывшего на форум грузинского режиссера Роберту Стуруа. Он сказал образно и коротко: «Как всегда, в нищете. Театр всегда был не очень богатым, кроме императорских театров».
Накануне события наша газета провела мини-опрос, как быть и как работать учреждениям культуры в условиях экономического кризиса и очевидного сокращения расходов на культурные проекты.
Вице-губернатор Петербурга Владимир Кириллов говорил о необходимости выбирать приоритеты. Для городской власти это прежде всего классика. Ректор Академии художеств Семен Михайловский уверен, что необходимо развивать государственно-частное партнерство в культуре. Иными словами, госучреждение находит друзей и за счет внутренних ресурсов создает качественный продукт. Как это получилось у Академии художеств, мы узнаем в среду на выставке «После войны», где будут показаны студенческие работы 1945 – 1956 годов.
Заметим, фирменный стиль нынешнего форума в виде разноцветных флажков разработан сегодняшними студентами академии.
Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин признал, что придется затягивать пояса. Он вспомнил, как в революционные годы Мейерхольд использовал старые декорации в своих новых спектаклях. Если думать о стратегии, то театральный режиссер видит будущее в кооперации, создании спектаклей объединенными усилиями двух или нескольких коллективов и показ их в разных городах и странах. Подобный опыт копродукции давно существует в мире.
На выходе после церемонии мы задали некоторым ее участникам провокационный вопрос: «Из всех искусств для нас важнейшим является?..».
Они отвечали, что не знают. Может быть, ответ найдут участники форума в ходе своих бурных дискуссий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5356) от 08.12.2014.
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии