Слово, запечатленное в рукописях и веках: о чем говорили святые отцы из трех десятков стран в Северной столице

Для Петербурга высокое и многолюдное собрание духовных лидеров, на котором можно встретить православных архиереев в рясах и камилавках, имамов в чапанах и чалмах, раввина в иудейской кипе или буддийского ламу в красной кашае, само по себе не редкость. Наши священнослужители регулярно собираются, чтобы обсудить насущное. А заодно продемонстрировать пастве единство взглядов на «общее главное» в столь, казалось бы, различных вероучениях. В последние годы эти встречи перестали быть внутренними событиями: на конференции в Петербург начали прилетать гости не только из российских регионов и стран ближнего зарубежья, но и более далеких (географически и культурно) государств Ближнего Востока, Северной Африки и Азии. Прошедший на днях III Петербургский международный религиозный форум (ПМРФ) собрал под свои знамена более 300 участников, из которых около трети прибыли из 30 исламских стран, включая ОАЭ, Катар, Марокко, Ирак, Ливан, Бахрейн, Йемен, Иран, Пакистан, Саудовскую Аравию и др.

Слово, запечатленное в рукописях и веках: о чем говорили святые отцы из трех десятков стран в Северной столице | ФОТО Stephanie Klepacki on Unsplash

ФОТО Stephanie Klepacki on Unsplash

Милосердие против угроз

Мусульманские лидеры и ученые-­богословы собрались, чтобы поговорить с российскими коллегами о духовно-нравственных ценностях. Выступали на арабском или русском, но в переводе выходило, будто говорят и думают все об одном и одинаково, лишь с небольшими вариациями. И это единодушие, судя по всему, никого из собравшихся не удивляло.

Из уст российских участников форума часто звучало устарелое русское слово «соработничество», иностранцы больше говорили о «взаимодействии». Суть одна: все отмечали усиление международных вызовов и необходимость в этих условиях консолидировать здоровые общества. Фундаментом для противодействия угрозам, по мнению священнослужителей, являются духовно-нравственные ценности. Их актуальность особенно возросла в современных условиях, когда технологический прогресс кардинально меняет уклад жизни людей. Традиционные религии дают ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Полнота и сила этих ответов проверены тысячелетиями нашей истории. А значит, они помогут противостоять тем, кто делает ставку на политическую турбулентность в мире.

— В основе всех мировых религий лежат единые духовно-нравственные ценности: любовь и милосердие, забота о ближнем, уважение к старшим, ответственность перед семьей и обществом, — объяснил природу межконфессиональной общности председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, настоятель Соборной мечети муфтий Равиль Панчеев. — Эти ценности всегда помогали нашему народу оставаться единым. Сегодня они закреплены в государственной политике России и помогают нам противостоять идеологии, которую пытаются навязать миру, — бездуховности и цинизму, разрушению семьи как основы общества. Они служат компасом, который указывает людям верный путь в море неопределенности.

Заместитель председателя Главного управления закята по делам ислама ОАЭ Абдулрахман Аль-Шамси тоже был поэтичен.

— Все вероисповедания являются безопасным кораблем, благодаря которому мы можем преодолеть огромные волны современного быстро меняющегося мира. И в этом мире мы должны еще больше оберегать наши ценности, разъяснять и распространять их. Именно они способны дать новое развитие человеческому сообществу. Мировые религии формируют ответственного и достойного человека. Опираясь на верное понимание религиозных основ и на духовно-нравственные ценности, этот человек не попадет под влияние тех, кто использует религию как оружие, — заключил Аль-Шамси.

Но нельзя не признать, что желающих манипулировать, используя некие религиозные догматы как инструмент, немало. И тогда речь ведут уже не об исламе, а об исламизме, экстремизме, терроризме…

Министр по делам религии и наставничества Йемена Шабль Мохаммед Эль-Махди разъяснил разницу:

— Все религии низведены были Всевышним человечеству. И Он никогда не будет доволен жестокостью, грехами и преступлениями. Но человек часто неправильно понимает небесную веру, искажает ее. И это приводит его к экстремизму. Нет проблем в вероисповеданиях, а есть лишь в понимании их человеком и его поступках.

Рознь и враждебность между людьми разных вер, по словам йеменца, явление богопротивное:

— Различия — это закон жизни, мировой порядок, который мы не можем изменить — такими Всевышний сотворил нас. Эту данность надо принять и жить, воспринимая это разнообразие положительно. Вот сегодня между нами есть диалог, в нем — доводы, аргументы, логика… Но мы не должны принуждать людей принять наше мировоззрение силой. Всевышний сказал: истина Господа твоего, и тот, кто желает, принимает ее, а кто не желает, следует другим путем. Ты можешь изменить взгляды человека, вступая с ним в диалог. Когда мы используем силу, оружие или богатство для того, чтобы навязать кому‑то свои идеи, это противоречит тому, что желает Господь, его посланники и пророки. Ислам повелевает нам жить в мире и согласии со всеми людьми.

Пример идеальных отношений

Конструктивная внешняя политика России по защите национальных интересов, формированию справедливого многополярного мироустройства и надежной системы неделимой общей безопасности вызывает, по словам муфтия Альбира Крганова, главы Духовного собрания мусульман России и члена Общественной палаты РФ, растущее уважение в значительной части субъектов международной жизни, и в том числе у стран исламского мира. И на международной арене Россия успешно позиционируется как защитница традиционных духовно-нравственных ценностей на фоне духовной деградации западной цивилизации.

При этом муфтий отмечает:

— Наши недоброжелатели стремятся внести раскол и смуту в сферу межрелигиозных и межнациональных отношений, ударить по единству и сплоченности общества именно по этим линиям. Но попытки посеять рознь между христианами, мусульманами и представителями других религий в нашей стране бесплодны и бесперспективны. Приведу слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Православные и мусульмане у нас братья по‑настоящему, а не по дипломатическому этикету. Россия — это пример практически идеальных взаимоотношений православия и ислама». Мы, российские мусульмане, глубоко солидарны с этими словами.

Быть твердыми в вере особенно важно в условиях меняющегося мира — с таким посылом обратился к участникам форума председатель еврейской религиозной общины Петербурга Марк Грубарг:

— Ницше заявил в свое время, что Бог умер. Нет, Бог не умер. И мы встречаемся здесь, чтобы еще раз подтвердить это. И чтобы показать, что религии способны мирно сосуществовать, взаимодействовать, укреплять мир и строить нашу великую Россию. Мы переживаем сложное время. Цифровые технологии создают унифицированность, пытаются сделать всех людей одинаковыми. Но Господь был против этого. Когда люди пытались построить Вавилонскую башню, говорить на одном языке и вести себя одинаково, Он сказал: нет, так не будет. И разделил их на 70 народов, которые должны быть разными, но при этом подчиняться одним заповедям. Человек не является только потребляющим блага существом. Он хочет знать, зачем он пришел в этот мир. И он должен понимать, что все идет от Всевышнего, а значит, каждый прожитый нами день должен послужить улучшению мира.

О диалоге между традиционными конфессиями и единстве говорил и наместник Александро-­Невской лавры, викарий Санкт-­Петербургской епархии епископ Кронштадтский Вениамин.

— Часто говорят: когда мы едины, мы непобедимы. Это очень верно. Поэтому наши совместные труды обязательно пойдут во благо нашего народа и государства. Диалог, основанный на дружбе и добрососедстве, рассматривается как необходимое условие межрелигиозного взаимодействия — особенно в таких странах, как Россия, где православие и ислам исторически укоренены и составляют культурную основу, — подчеркнул архиерей.

По мнению настоятеля Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй, заместителя главы Буддийской традиционной сангхи России (Дид Хамбо-лама) по СЗФО Буды Бадмаева, постоянное открытое общение всегда дает свои плоды, именно в этом состоит национально-культурная особенность нашей страны.

Об исторически сложившемся единстве говорил и Евгений Еремин, начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления президента РФ по внутренней политике:

— Президент России неоднократно подчеркивал: многообразие российского народа, его многонациональность и многоконфессиональность — наше главное богатство. За века взаимодействия мы выработали общие, близкие по духу нравственные ценности, и свои отношения мы строим как раз на этом.

Бережно хранимые реликвии

Почему форум уже в третий раз проходил именно в Северной столице? За три с лишним столетия своей истории Петербург сохранил заложенный Петром I при его основании статус многонационального и многоконфессионального города. Именно здесь были подписаны императорские указы о веротерпимости, о политике признания государством ислама и буддизма как традиционных религий России. Здесь был сделан первый перевод Корана на русский язык (причем напечатан он был в синодально-церковной типографии). А в Институте восточных рукописей хранится богатейшая коллекция реликвий трех мировых и четырех традиционных для России религий. Об этом напомнила директор Института восточных рукописей Ирина Попова:

— Наша богатейшая коллекция является свидетельством государственного подхода к реликвиям, которые дороги для верующих и интересны всем, кто жил рядом с ними. В фондах института есть священные тексты мировых религий, а также небольших общин, которые проповедовали традиционные общечеловеческие ценнос­ти. Они противопоставляли себя тому, что называли дикостью — тому, что мы наблюдаем в мире сейчас. Эта ситуация должна нас стимулировать к объединению сил в пропаганде наших ценностей. Необходимо создавать новые цент­ры, которые должны воспитывать молодежь, объяснять ей, насколько ценны догматы веры. Слово, запечатленное в хранимых нами рукописях, зовет нас к тому, чтобы беречь то, что было за века накоплено человечеством и что доказало свою правоту.

Читайте также: 

В Москве прошел многотысячный крестный ход от храма Христа Спасителя до Новодевичьего монастыря

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери будет передана Русской православной церкви





#религия #форум #обсуждения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (8003) от 30.09.2025 под заголовком «Слово, запечатленное в рукописях и веках».


Комментарии