Слобода в Песках. Как греки поселились в Петербурге
Связи России и Греции когда-то носили фундаментальный характер, и это в первую очередь связано с крещением Руси в Х веке. Первые греки стали селиться в Петербурге фактически со дня его основания, часто поступая на военную и гражданскую службу и пополняя число российских патриотов. Это были в основном моряки из портов Средиземноморья или бежавшие из Османской империи. Петр I ценил людей, сведущих в морском деле, и нанимал их для работы на Адмиралтейских верфях. Греки активно занимались торговлей. Между набережной реки Мойки и Миллионной улицей образовалась первая греческая слобода и был крупный Харчевый рынок.
ФОТО Pixabay
После масштабного пожара греки образовали новую слободу в Песках, возле нынешнего Лиговского проспекта. Там позже была построена и греческая церковь.
К началу XXI века в Петербурге проживали 1154 грека (2010 г.), но в реальности греческое происхождение имели примерно 2,5 тысячи человек. За годы жизни в Северной столице греки активно ассимилировались с русским населением, ведь оба народа принадлежали к одной православной вере. Ныне большинство чистокровных греков – люди преклонного возраста, имеющие в половине случаев детей от смешанных браков. Одни считают себя греками, другие – русскими...
И жили бы они разрозненно в городе, если бы не начавшийся процесс возрождения Русской православной церкви в 1990-х годах. Рассказанная в СМИ история уничтожения Греческой церкви и надругательства над обнаруженными под нею останками мецената Дмитрия Бенардаки поразила многих горожан. Петербургские греки – Харлампий Кэссиди, его знакомые и друзья – объединились, чтобы восстановить историческую и человеческую справедливость, захоронив останки по православному порядку. В 2003 году был учрежден русско-греческий клуб имени Д. Е. Бенардаки под председательством Харлампия Кэссиди.
Члены клуба многое узнали о Бенардаки, одном из самых богатых людей России, основателе Сормовских заводов. На них впервые применялась передовая техника – паровые машины и подъемные краны. Здесь построили первую мартеновскую печь. По Волге ходили его пароходы. В Приамурье открывались золотые прииски. А в Петербурге Бенардаки взял на себя работы по сооружению северного и южного кронштадтских фарватеров, за что и был награжден орденом Святого Владимира сначала IV, а затем и III степени. Незадолго до смерти он получил дворянский титул.
Бенардаки дружил с многими поэтами и писателями России. Восхищался талантом Гоголя, помогал ему материально. Во втором томе «Мертвых душ» выведен богатый землевладелец, образцовый хозяин и добрый грек Костанжогло. Прототипом этого героя был Бенардаки.
Созданные им благотворительные фонды помогали нуждающимся учащимся петербургских мужских гимназий. Бенардаки опекал детей, осужденных за мелкие преступления, создал несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов.
...В 1870 году император Александр II прибыл на Московский вокзал, чтобы проводить в последний путь Дмитрия Бенардаки (забальзамированное тело покойного привезли из Германии, где он скоропостижно скончался). Это, пожалуй, единственный случай в истории России, чтобы самодержец лично встречал гроб с телом человека, не принадлежавшего к императорской фамилии.
Отпевали Дмитрия Бенардаки в греческой посольской церкви Св. Дмитрия Солунского (сегодня на этом месте – БКЗ «Октябрьский»). Построил ее Дмитрий Егорович на собственные средства за четыре года до своей кончины. Бенардаки был погребен в алтаре под напольной плитой в богатом склепе.
Через столетие храм был взорван. 16 ноября 1962 года при разборке фундамента обнаружили склеп с металлическим гробом. В нем в деревянном саркофаге лежало хорошо сохранившееся забальзамированное тело богато одетого мужчины. При дальнейшем обследовании нашли монеты, награды, фотографии, а также жизнеописание умершего, из которого стало понятно, что останки принадлежат Д. Е. Бенардаки. Вместо того чтобы перезахоронить мецената, власти разобрали его, что называется, по косточкам. Голова попала в одно место, тело – в другое...
Долгие годы попытки петербургских греков найти останки Бенардаки были безрезультатными. И только в 2006 году в запасниках музея Бюро судебно-медицинской экспертизы были найдены фрагменты тела, которые с большой долей вероятности могли принадлежать ему. Сердце Бенардаки обнаружили в музее кафедры судебной медицины Государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. Более пяти лет продолжались поиски и генетические экспертизы.
16 декабря 2010 года в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры петербуржцы вновь провожали в последний путь Дмитрия Егоровича Бенардаки. Все места были заняты, люди стояли в проходах. Здесь были девушки в туниках, седовласые греки, казаки, представители разных диаспор, греческие консулы. На сцене стоял небольшой красного дерева открытый гроб с прахом покойного: череп, мумифицированная рука, волосы в конверте, кости в полиэтиленовом мешке, а в прямоугольной колбе – сердце. На обитой синим бархатом крышке – портрет Бенардаки.
Останки были преданы земле в некрополе Александро-Невской лавры. А через год петербургские греки поставили на могиле памятник земляку.
Памятник другому известному эллину – подданному Российской империи графу Иоаннису Каподистрии (дипломату, ставшему первым президентом Греции) появился в 2003 году поблизости от взорванной церкви. Монумент был установлен по инициативе правительства Греции и на средства, собранные греческими общинами в России.
Выходец из богатой и знатной семьи, Каподистрия получил университетское медицинское образование. Начав свою карьеру лекарем на турецком корабле-госпитале, затем он возглавил российский военно-морской госпиталь эскадры под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова. Вскоре молодой граф Каподистрия стал секретарем законодательного совета республики на Ионических островах и статс-секретарем по иностранным делам. А в 1809 году Иоанниса пригласили на работу в дипломатическое ведомство России. На русской службе Каподистрия сделал головокружительную карьеру. В 1815-м он получил звание статс-секретаря по иностранным делам, а через год вместе с К. В. Нессельроде уже управлял Министерством иностранных дел.
В 1822 году Александр I отправил Каподистрию в бессрочный отпуск за грекофильские настроения во время греческого восстания. Иоаннис удалился в Женеву. В апреле 1827 года он был избран правителем Греции, завоевавшей независимость, а в октябре 1831-го убит заговорщиками.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Греческий след на Песках».
Комментарии