Следом «перепрописались». В июне домам вдоль улицы Анатолия Кони изменили адреса
И это далеко не единственный пример подобной практики. Власти говорят, что продолжат ее, ведь этого требуют федеральные правила.

ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Улицей Анатолия Кони стал проезд севернее Российской национальной библиотеки от Московского проспекта до Варшавской улицы. Еще недавно расположенные вдоль него дома числились по Бассейной улице. Но теперь люди, живущие в них, а также учреждения будто переехали. Дело, как и прогнозировали «Санкт-Петербургские ведомости» («К северу от библиотеки» в номере от 19.06.2025), коснулось трех домовладений: вместо Бассейной улицы, 12, теперь улица Анатолия Кони, 5, корпус 1; вместо Бассейной улицы, 16, теперь улица Анатолия Кони, 5, корпус 2, и вместо Бассейной улицы, 20, теперь улица Анатолия Кони, 3.
Присвоением, изменением и упразднением адресов в Петербурге занимается комитет имущественных отношений. Соответствующие изменения вносятся внутренними документами — решениями. Поскольку они не относятся к нормативным, их официально не публикуют. О том, что дом стал числиться по иному адресу, люди узнают случайно. Одно время инициативные люди просили комитет информировать о таких решениях хотя бы на своем сайте, но чиновники ответили, мол, это не предусмотрено законодательством. И отправляли на два сайта — Федеральной информационной адресной системы (это ресурс Федеральной налоговой службы) и региональной геоинформационной системы (ресурс исполнительной власти города, за который ответственен как раз комитет имущественных отношений). Мол, оба сайта в открытом доступе и любой может проверить свой актуальный адрес. Впрочем, о «переезде» домовладений с Бассейной улицы на ул. Анатолия Кони официальные ресурсы Смольного на этот раз сообщили специальным пресс-релизом. Такое внимание к запросам горожан не может не радовать…
На самом деле определенные и довольно понятные принципы есть. В первую очередь они связаны с топонимическими обновлениями. Если безымянной улице присваивается название, то домам, расположенным вдоль нее, дадут новые адреса с новым топонимом. Только за последние годы аналогичная история затронула множество зданий вдоль объектов с новоявленными геонимами, причем как в основной части Петербурга, так и в его пригородах. Среди примеров — Ультрамариновая, Орбитальная, Меридианная улицы, улицы Георгия Гречко, Струве, Натальи Грудининой, Мариупольская площадь, площадь Академика Глухих в Металлострое…
Также «переадресация» проводится, если переименовывают фрагменты существующих улиц. Например, на Парнасе часть 4‑го Верхнего переулка стала улицей Меркурьева — и дома следом «перепрописались» по ней. В Новосергиеве изменились границы Петергофского и Санкт-Петербургского шоссе на границе со Стрельной — и изменились адреса торговых центров. Фрагмент Грузового проезда вошел в состав Складского — и одно из нежилых зданий тоже «переехало» из Грузового в Складской.
Но есть и менее предсказуемые примеры. Они связаны с домами, которые в свое время были поставлены на кадастровый учет без адреса. Такая, казалось бы, странная вещь происходит, по сути, в двух случаях — когда они строятся в нарушение установленного порядка (без разрешения на строительство с последующей легализацией через суд) или когда официализируются давно существующие постройки, но почему‑то в документах «забытые».
Некоторые из таких имеют религиозное происхождение. Скажем, часовня иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и отдельно стоящая колокольня на Лесном проспекте были построены в 2003 году, но все это время официально их не существовало. Их поставили на учет в 2020‑м, а недавно дали адреса: Лесной проспект, 17, строения 5 и 6. Два здания на территории Александро-Невской лавры намедни «прописались» по набережной реки Монастырки, 1, строение 11 (подстанция) и строение 12 (нежилое здание). Людмилинская церковь в Волкове, построенная в 2022 году, недавно получила адрес: Грузинская улица, 6. Этому предшествовал судебный процесс, где приход открыто назвал деревянный храм «самовольной постройкой». Есть и мирские случаи: трансформаторная подстанция теперь числится на Ремесленной улице, 13, административное здание пивоваренного завода «Вена» — на Фарфоровской, 3, корпус 3, а колокольня Николаевского дома призрения престарелых — на Расстанной, 20/1.
В комитете имущественных отношений пояснили, что ранее присвоение адресов осуществлялось исключительно в заявительном порядке, то есть при обращении в комитет собственников или иных пользователей. Но в 2024 году в одно из федеральных постановлений внесли изменения, что дало право комитету как уполномоченному органу менять старые и присваивать новые адреса уже в инициативном порядке.
Заметим: изменение адресов не требует менять документы и ставить новый штамп в паспорт. Соответствующие разъяснения ранее давали профильные ведомства, в том числе МВД, ФНС и Росреестр. Другое дело, что, как показывает практика, справка об изменении адреса может понадобиться при продаже квартиры.
Читайте также:
В Петербурге появилась улица Анатолия Кони
Крымский след в Петербурге. История топонимов вокруг Таврического сада
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7941) от 04.07.2025 под заголовком «Переезд без переезда».
Комментарии