Слава в конце тоннеля
Подземные пути почти в полной готовности. Стенки вестибюля уже облицовывают светлым мрамором, полы - бежевым гранитом. Все эскалаторы смонтированы и даже прошли эксплуатационные испытания. Однако сесть на поезд метрополитена на станции «Проспект Славы» жители Купчина смогут еще нескоро, видимо, только в конце года. Между тем на платформе уже побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Готовность станции «Проспект Славы» сами строители оценивают в 90 процентов. На финишном этапе и сооружение двух других станций окончания Фрунзенского радиуса - «Дунайский проспект» и «Шушары». Однако работы здесь сегодня ведутся не сказать чтобы ударными темпами.
Створки проходческой клети закрываются, и мы опускаемся на 45 метров под землю. Еще метров сто пути, теперь уже под бетонными сводами тоннеля, и выходим на платформу подземного вестибюля будущей станции «Проспект Славы». Видно, что часть стен вестибюля уже покрыта мраморными плитами, но далеко не везде. Так же и с полом, где-то он гранитом выложен, где-то - нет. При этом работы по выполнению таких операций при нас не велись. Только на подходе к станции можно было увидеть бригаду рабочих.
- Все зависит от финансирования. Если его нет, то приостанавливаются и работы, - пояснил заместитель начальника участка тоннельного отряда № 3 «Метростроя» Алексей Наумов. - В случае если бы деньги на завершение трех станций Фрунзенского радиуса были выделены, работа бы здесь сейчас кипела. Тем более что осталось завершить не так много операций, в подземном вестибюле - облицовочные и отделочные, а в тоннеле проложить инженерные коммуникации: силовые линии напряжением 800 вольт для обеспечения движения поездов, осветительные кабели и «слаботочку» - провода токов малого напряжения различных сигнальных систем.
Станция «Проспект Славы» - глубокого заложения пилонного типа, то есть из подземного вестибюля пассажиры проследуют на платформы через проходы, как на «Спасской», которая тоже с пилонами. Наземных вестибюлей у этой станции нет, с эскалаторов люди будут выходить прямо на Бухарестскую улицу. Еще не так давно метростроители были нацелены сдать в эксплуатацию станции Фрунзенского радиуса в мае, одновременно с «Новокрестовской» и «Беговой» - объектами чемпионата мира по футболу-2018. Теперь настроение другое. На вопрос, когда откроют станции для пассажиров, следует официальный ответ: «Контрактный срок - декабрь 2018 года».
Однако поезда по тоннелю пустят все-таки в мае. Городское правительство поставило задачу до ЧМ-2018 завершить строительство электродепо «Южное», примыкающее к конечной станции Фрунзенской линии в Шушарах. У метрополитена ощущается заметный дефицит в мощностях для ремонта и отстоя поездов, а «Южное» станет крупнейшим депо в Петербурге. Чтобы задействовать эти мощности, решено запустить в тоннеле так называемое техническое движение.
Действительно, пути в тоннеле смонтированы и практически находятся в полной готовности. Сам тоннель тоже готов, облицовку здесь не делают, стены так и останутся бетонными. От платформы «Проспекта Славы» проходим еще сотню метров по путям в направлении к Шушарам - до камеры, где два тоннеля соединяются в один. По пути встречаем места, где будут установлены многотонные металлические затворы, отделяющие один участок подземного коридора от другого.
Сооружение затворов - дело весьма дорогостоящее. И все-таки их устанавливают, чтобы в случае опасности, например, прорыва подземных вод, можно было оградить все метро от затопления. Говорят, в Москве подобных затворов вообще нет, и ничего. Впрочем, как известно, наши болотистые грунты несравнимы со столичными.
Камера, где два однопутных тоннеля диаметром по 5,63 метра соединяются в один двухпутный размером 10,3 метра, производит впечатление. Из большого подземного зала пути расходятся в три коридора. Как раз сюда мощный немецкий щит «Надежда» прорубил от Шушар первый двухпутный тоннель в истории строительства петербургского метро.
В России таких проходческих комплексов пока не делают. Именно «Надежда» героически прорубала продолжение Невско-Василеостровской линии со станциями «Новокрестовская» и «Беговая». Несмотря на большие проблемы - то огромные валуны, встречавшиеся по ходу трассы, то плывуны, задача, пусть и с некоторым опозданием, была решена. Теперь щит перебрасывают на пробивку тоннеля от «Беговой» дальше на север Петербурга.
«Надежда» остается у нас в городе единственной в своем роде. Зато «Метрострой» заказал и уже получил два новых отечественных проходческих комплекса тульского производства, однако они прокладывают тоннели только малого диаметра, для одного пути. Как и прежние, украинского Ясиноватского машиностроительного завода, они, кстати, до сих пор у «Метростроя» остаются на вооружении. Один из этих щитов готовятся запустить на пробивку Красносельско-Калининской линии.
- На этой, шестой, линии тоже работает тоннельный отряд № 3. Проходку планируем начать в мае нынешнего года, - сообщил Алексей Наумов.
Это большое событие для Петербурга. Одной из известных проблем нашего города еще со времен Петра была его лучевая планировка, при этом окружных связей всегда было недостаточно. Основу первого градостроительного плана города составили три «першпективы», расходящиеся из одной точки - от Адмиралтейства: Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Петербургский метрополитен тоже уже более шестидесяти лет строится исключительно лучами - без окружных соединений. Все пересадки только в центральной части города.
Красносельско-Калининская линия призвана в какой-то степени решить эту проблему. Первая ее очередь включает две станции: «Казаковскую», которая расположится на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова, и «Путиловскую» с переходом на «Кировский завод». На втором этапе от «Путиловской» пробьют тоннель до «Заставской», соединенной с «Московскими воротами», и до станции «Обводный канал-2». В мае 2018-го строительство этой долгожданной окружной ветки стартует.
Комментарии