Сквер имени Раисы Штрейс недавно благоустроили и ее имя зазвучало в городе вновь

Зеленая зона на четной стороне Пулковского шоссе — сквер имени Раисы Штрейс. Недавно его благоустроили, в связи с чем имя Штрейс зазвучало в городе вновь. И выяснилось: кто же это, знают далеко не все. А знать стоит! Раиса Ивановна — легендарный генеральный директор фирмы «Лето», которая, увы, ныне канула в Лету… Грустный каламбур.

Сквер имени Раисы Штрейс недавно благоустроили и ее имя зазвучало в городе вновь | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Раиса Ивановна не была, как говорили об иных руководителях, назначенцем. Она сама создала предприятие с нуля в самом начале 1970‑х годов. Это было ее любимое детище. И оно стало первым тепличным производственным объединением в СССР, где овощи и зелень выращивали круглый год в промышленных масштабах, причем по технологиям, ранее у нас не применявшимся. С участием особых шмелей-опылителей.

С Раисой Ивановной судьба столкнула меня в 1980‑е. В то время найти зимой огурчики-помидорчики, зелень на прилавках было непросто. Не привозили все это из‑за морей-океанов. К праздничному столу овощи приходилось доставать. И вот наш профсоюзный комитет решил расстараться для женщин к 8 Марта. Мне как активистке вручили соответствующую бумагу и отправили на Пулковское шоссе в «Лето» к Штрейс. Кроме меня в приемной толпились визитеры и с других предприятий. Подписывая разрешение на покупку овощей «на корню», она вдруг с гордостью произнесла: «Все выращиваем без химикатов. Хотите глянуть?». Я хотела!

И вот зимой я оказалась в тропиках, где под ярким «солнцем» — лампой — с десятиметровых лиан свисали огурчики и стоял крепкий овощной дух. Это был какой‑то космический огород, где на грядках не было земли, а огурцы росли из пакетов с камушками.

По профсоюзным бумажкам продукцию отпускали буквально поштучно. На каждого сотрудника пришлось по одному длинному огурцу, по пучку зеленого лука и прочей «зеленушки». Зато все — непосредственно с грядки и без магазинных накруток. Хотя и в магазинах продукцию «Лета» раскупали в момент. Это был ленинградский бренд, предмет гордости и престижа.

Город его не сберег. В 2000‑е тепличные земли забрали под жилищное строительство и торговые центры, оставив только площадку для выращивания шампиньонов. И пятачок земли, где сейчас и разбит сквер, появившийся в 2018 году.

31 декабря исполнится десять лет, как Раиса Ивановна Штрейс ушла из жизни. Быть может, сквер ее имени напомнит горожанам не только о ней самой, но и о том, как грустно терять что‑то, что стои­ло усилий целой жизни.

М. В. ВАСИЛЬЕВА, Московский район


ОТ РЕДАКЦИИ. 

Для того паркам, улицам, городам и дают имена людей, чтобы о них не забывали. Даже если не каждый проявит интерес, почему улица Типанова, сквер Галины Старовойтовой, а парк — Бабушкина. Ну а сквер на Пулковском шоссе сохранит для города память о Раисе Ивановне Штрейс и о фирме «Лето» с ее печальной судьбой.


#сквер #директор #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7543) от 14.11.2023 под заголовком «Красный прекрасный директор».


Комментарии