Скульптура Петра Клодта: история похищения "лошадки" с памятника

У этой скульптуры, спрятанной в глубине Академического сада на Васильевском острове (4‑я линия, дом 1–3Б), судьба непростая. Хотя, казалось бы, памятнику замечательному скульптору Петру Клодту здесь самое место — академик Академии художеств, ее почетный профессор и заведующий литейной мастерской, тут он работал над своими скульптурами… Мастер изображен в полный рост с инструментами в руках (в правой — молоток, в левой — чекан), поза непринужденная, но взгляд сосредоточенный, устремленный будто в себя, а за его спиной — маленькая модель монумента Николаю I, что красуется сейчас на Исаакиевской площади…

Скульптура Петра Клодта: история похищения "лошадки" с памятника  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Проблема состояла в том, что автор памятника — скульптор Владимир Горевой — создал, отлил и установил его в саду в мае 2005 года по собственной инициативе и на свои средства, без согласования с руководством академии и города. Автор схлопотал за самовольство выговор, а четырехметровый памятник (высота бронзовой фигуры 210 см, гранитного постамента — 200 см) упрятали в деревянный саркофаг. Получить согласование задним числом Владимиру Эмильевичу долго не удавалось. Только 9 июля 2007 года было подписано распоряжение правительства Петербурга «О мероприятиях по установке памятника П. К. Клодту». Саму установку приурочили к 250‑летию Российской академии художеств, о втором открытии памятника наша газета сообщила уже 15 нояб­ря. А еще через пятнадцать лет, в октябре 2022‑го, неравнодушные петербуржцы забили тревогу: похищена «лошадка» с памятника Клодту — та самая модель, стоявшая за спиной бронзового мастера. Только минувшей осенью она вернулась на свое место.

С рождения этого знаменитого русского скульптора звали по‑немецки — Петр Якоб Клодт фон Юргенсбург. Происходил он из лифляндского баронского рода Клодтов фон Юргенсбургов, откуда позже, во второй половине XIX века, вышли несколько русских скульпторов и художников. В истории Петр Карлович Клодт остался как самый известный представитель этой аристократической семьи и крупнейший мас­тер монументальной и анималис­тической скульптуры эпохи царст­вования Николая I. Его, автора замечательных конных скульптур, считают одним из основоположников анималистического жанра в этом виде искусства. Академик (с 1838 года) и заслуженный профессор (с 1858‑го) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1859 г.)…

Петр Клодт появился на свет в Петербурге 24 мая 1805 года в семье родовитой, но небогатой. Его отец, барон Карл Густав Клодт фон Юргенсбург, был боевым генералом, воевал в Отечественную войну 1812 года и как потомственный военный видел будущее сына также связанным с военной службой. Но Петр с детства больше всего любил вырезать, лепить и рисовать лошадей, делая это удивительно точно и реалистично. Детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса, там же мальчика определили в войсковое казачье училище. В 17‑летнем возрасте Петр Клодт вернулся в столицу и поступил в Михайловское артиллерийское училище. Однако все свободное от учебы время он отдавал своему увлечению: при малейшей возможности брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или вырезал фигурки лошадей.

По окончании учебного заведения молодой офицер начал службу в артиллерийской бригаде, но быст­ро вышел в отставку. Теперь ничто не мешало Пет­ру Клодту посвятить все свое время любимому занятию. Сначала осваивал его самостоятельно, потом поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где изучал скульптуру и литейное дело.

Через год скульптор совместно с мастерами Степаном Пименовым и Василием Демут-Малиновским получил первый правительственный заказ: выполнить скульптурное оформление реконструированных Нарвских триумфальных ворот. Клодту поручили изваять шестерку лошадей для колесницы Славы.

Самой известной работой Петра Карловича стали кони на Аничковом мосту, которых он отливал в трех вариантах (император дважды дарил понравившиеся скульптуры королям — прусскому Фридриху Вильгельму и сицилийскому Фердинанду II). После этой работы Клодт как признанный мас­тер был приглашен для участия в оформлении Исаакиевского собора. В конкурсе Академии художеств на проект памятника баснописцу Крылову в Летнем саду победил вариант, предложенный Клотдом. Его авторства и монумент Николаю I на Исаакиевской площади — шедевр инженерной мысли (тяжелая конная статуя опирается только на две точки — задние ноги лошади).

Скульптор был востребован, получал много частных заказов. Анималистическими произведениями Клодта и копиями с них (в особенности «Укротителями коней» с Аничкова моста) был украшен Петербург и многие поместья в округе.

Скончался Петр Клодт от сердечного приступа на своей финской даче в ноябре 1867 года, когда ему было 62 года, занимаясь любимым делом — вырезал фигурку лошади… Похоронен на Смоленском кладбище, в дальнейшем его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств Александ­ро-Невской лавры.

Его сын Михаил Петрович стал живописцем. Художественная династия прослеживалась и во второй половине ХХ века.


#скульптура #мастер #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7592) от 30.01.2024 под заголовком «Кони барона Клодта».


Комментарии