Скрытая незанятость. Безработица в Петербурге уходит в «тень»

Ситуация на петербургском рынке труда остается вполне стабильной, и никаких оснований к тому, что она резко ухудшится, нет. Часть экспертов тем не менее полагают, что возможно возвращение к положению дел допандемийного периода, когда официальная безработица была только вершиной айсберга незанятости.

Скрытая незанятость. Безработица в Петербурге уходит в «тень» | Трудоустройство в нынешней ситуации стало еще более сложным. Но успех этого процесса все чаще зависит от усилий соискателя. / Фото Вадима АХМЕТОВА/ТАСС

Трудоустройство в нынешней ситуации стало еще более сложным. Но успех этого процесса все чаще зависит от усилий соискателя. / Фото Вадима АХМЕТОВА/ТАСС

Пока без перемен

В течение последних двух месяцев на городском рынке труда мало что поменялось: число зарегистрированных безработных колеблется вокруг цифры 17 тыс. человек, количество вакансий, как и прежде, превышает 24 тыс., а уровень регистрируемой безработицы составляет 0,53. С учетом того, что фактически по сравнению с концом февраля 2022 года отряд «официальных» безработных сократился (тогда их было более 18 тыс.), а в конце 2020‑го на учете состояли свыше 100 тыс. безработных, жаловаться грех. В этой связи исполняющая обязанности директора Центра занятости населения Петербурга Татьяна Иванова с уверенностью говорит о том, что в последнее время «ключевым образом ничего не изменилось» и «за последние два месяца тренда на повышение регистрируемой безработицы мы не заметили».

Возникает естественный вопрос: а где же те тысячи людей, что были заняты на приостановивших работу предприятиях? Тем более что, по словам политика Андрея Турчака, в целом по России «сейчас 600 тыс. человек ушли в простой и оказались под риском увольнения».

В Петербурге, однако, эта волна оказалась куда ниже. По оценке Татьяны Ивановой, под угрозой увольнения («заявлены в простой») в нашем городе находятся только около 22 тыс. человек. К тому же в большинстве своем они хоть и потеряли часть доходов (в основном им платят две трети заработка), но пока сохраняют занятость. К тому же некоторые из ранее приостановивших работу компаний (например, большая сеть строительных магазинов или несколько отелей, находящихся под управлением финского оператора) возобновили свою деятельность. «Фактически на работу с неполным рабочим временем переведены около 2 тыс. специалистов, а еще примерно столько же заявлены к увольнению, — говорит Иванова. — Если сравнивать с прошлым годом, цифры не очень отличаются».

Вместе с тем нельзя отрицать и того, что незанятых (или частично занятых) в Петербурге все же стало заметно больше. «Их количество сейчас сложно подсчитать, поскольку изменяется сам формат занятости, — считает независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Кто‑то перешел во фриланс или стал самозанятым, а некоторые специалисты «ушли в тень». Да и «зависших» в трудовой неопределенности тоже хватает. И, как полагают часть экспертов, сохранение прежних показателей официальной безработицы говорит прежде всего о том, что люди не хотят получать новый для них статус — им это невыгодно. Работы в городе в отличие от середины 2020‑го все же хватает, и желающих обрести статус безработного с перспективой получения пособия 8 – 10 тыс. рублей в месяц (его средний размер в марте 2022‑го — 8,8 тыс.) находится крайне мало.

На югах летом лучше «кормят»

Помимо прочего поменялась и психология работника. Если раньше было принято держаться за место и долго терпеть в ожидании лучшей жизни, то сейчас значительная часть специалистов готовы к быстрой смене мест работы. Так, по данным исследования hh.ru, почти каждый третий работник в Петербурге (27 %) не воспринимает свое текущее место работы как постоянное. Причем самыми активными искателями лучшего оказались вовсе не менеджеры или администраторы: меньше всего держатся за места представители рабочих профессий.

«Объясняется это сразу двумя причинами — высоким спросом и большим разбросом уровня оплаты труда, — считает Светлана Клейменова. — Опытные квалифицированные рабочие, особенно дефицитных профессий, без труда находят себе новое место. И вполне могут выбирать те компании, в которых им предлагают больший заработок». Как выяснили исследователи, именно высокий спрос на рынке труда ведет к тому, что люди уже не боятся уволиться. К примеру, большая потребность в кадрах в сфере гостеприимства (на носу высокий сезон) способствует перемене мест — как и в прошлом году, часть занятого в этой сфере персонала уезжают из Петербурга на юга, где лучше «кормят». В таких областях занятости, как продажи, закупки, информационные технологии или безопасность, дефицит рабочих рук уже давно стал хроническим. А значит, профильные специалисты могут легко менять работодателя.

С другой стороны, есть и отрасли, в которых текучка наблюдается в гораздо меньших объемах. К ним, например, относятся добыча сырья, медицина и фармацевтика, где уровень оплаты труда достаточно высок и есть перспективы карьерного роста. Многие занятые здесь попросту не видят смысла в замене шила на мыло…

О том, что меняется психология занятости, говорит и возрастной срез. Так, четверо из десяти молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не держатся за текущую работу и легко с ней расстаются. В то же время люди возраста 55+ уже не готовы «летать» в поисках более выгодной работы: девять из десяти возрастных специалис­тов не планирует менять нынешнюю «синицу» на призрачного «журавля».

Планы не меняются

Как обычно бывает в условиях кризиса, для одних он становится временем крушения карьерных надежд, для других — моментом для профессионального взлета. По данным аналитики hh.ru, примерно половина предприятий Петербурга снижает объем или останавливает набор сотрудников до конца 2022 года. Однако исследования показывают, что с конца февраля число сотрудников в 12 % компаний не снизилось, а возросло. А более трети работодателей не намерены отказываться от прежних персональных планов и будут подбирать кадры так, как планировали в начале года. Как и следовало ожидать, самым перспективным в смысле занятости направлением остается IТ-сектор. В подавляющем большинстве представляющие его компании активно набирают новый персонал, штат растет, а заработки специалистов увеличиваются.

В целом ситуация на рынке труда вряд ли кардинально изменится. По оценкам генерального директора HeadHunter Михаила Жукова, по итогам 2022‑го уровень безработицы по стране может вырас­ти по сравнению с началом года на 30 – 50 %. Однако в Петербурге, за счет большого потенциала и гибкости, «официальная» безработица вряд ли увеличится больше чем на 10 %. «Большая часть теряющих работу «рассасываются» на нашем рынке труда за счет наличия вакансий, — считает Светлана Клейменова. — Люди не стремятся получать статус безработного и нередко остаются неучтенными официальной статистикой». И делают они это сознательно, будучи уверены в том, что в текущей ситуации вполне способны решить проблему трудоустройства самостоятельно.


#работа #вакансии #трудоустройство #безработица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (7163) от 05.05.2022 под заголовком «Безработица уходит в «тень»».


Комментарии