Скотопригонный ампир. В Петербурге на территории «Петмола» появятся новостройки

Центральную часть завода «Петмол» на Московском проспекте, 65, застроят семиэтажными жилыми домами. Они встанут прямо за федеральным памятником архитектуры - бывшим скотопригонным двором - и дополнят собой давно сложившийся облик этого места. Подобные случаи происходят из-за несовершенства охранного законодательства, сетуют градозащитники.

Скотопригонный ампир. В Петербурге на территории «Петмола» появятся новостройки | Новостройки вблизи «Петмола» уже изменили архитектурный пейзаж. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Новостройки вблизи «Петмола» уже изменили архитектурный пейзаж. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Обширную промзону в районе станции метро «Фрунзенская» начали осваивать несколько лет назад. Со стороны параллельной Московскому Парфеновской улицы и со стороны Обводного канала уже успели вырасти первые новостройки (эти дома видно из центра, и нельзя сказать, что они сильно украсили городской пейзаж). Главную же часть «Петмола» - что за выходящей на Московский проспект желтой кирпичной оградой - до сей поры не трогали.

Прежде надел находился в ведении холдинга Meridian Development, при котором и начиналась работа над проектом, и даже было выдано первое разрешение на строительство. Но летом нынешнего года надел был перекуплен. Новое разрешение на возведение жилья выдали в июне фирме «Динамика». По данным сайта www.kartoteka.ru, эта компания контролируется фирмой «Легенда кэпитал» предпринимателей Василия Селиванова и Алексея Клюева. Коммерсанты собираются построить на углу двух магистралей жилье бизнес-класса.

Проект застройки был разработан мастерской «Студия 44» Никиты Явейна. «Это дань памяти места, возрождение принципов рациональности и идеального порядка, которые на протяжении веков культивировала петербургская архитектура» - такую цитату Явейна выбрали для презентации проекта.

На первый взгляд, дома со сдержанным декором и плотной и несколько однообразной сеткой окон могут напомнить строгую позднесоветскую застройку центра города. Но, по замыслу архитекторов, сочетанием простых объемов проект отсылает к классицизму XIX века, а монументальностью - к сталинскому ампиру, характерному для Московского проспекта.

Градостроительное решение призвано напомнить о регулярной планировке римского лагеря (к которому, как утверждается, отсылала историческая планировка завода еще в бытность его скотопригонным двором). Так, четыре жилых корпуса П-образной формы будут разделены пешеходными «улицами» на равные квадраты. По периметру новостроек (между жилыми домами и реконструируемыми историческими корпусами) обещают сделать прогулочную зону. Так как на первых этажах откроют магазины, это пространство станет местом торговли.

Застройщик называет свой проект «образцом бережного девелопмента в исторической части города». Действительно, здания-памятники - постройки Московского скотопригонного двора (1823 - 1826 годы, архитектор Иосиф Шарлемань) - обещают сохранить и приспособить под новые нужды. Оставить собираются даже построенный им в подражание корпус сталинской эпохи со стороны Обводного. Но новостройки рискуют задавить своим объемом старинные корпуса, поскольку значительно превысят их по высоте. Не будут ли главное здание и его флигеля восприниматься как ограда вокруг нового жилого комплекса?

Возведение зданий, нависающих над домами-памятниками, всякий раз оказывается возможным из-за недостаточно четких формулировок в федеральном законе об объектах культурного наследия и вольной трактовки таких формулировок петербургскими властями. Об этом «Санкт-Петербургским ведомостям» сказал градозащитник Павел Шапчиц.

По смыслу федерального закона, пояснил он, вокруг каждого памятника должна устанавливаться собственная охранная зона, которая задавала бы более жесткие ограничения на застройку прилегающих территорий (и в частности, ограничивала бы высотность зданий). Однако в Смольном предпочитают не задавать отдельных зон для памятников, которые попадают в границы единых зон регулирования застройки центра. В результате, по словам Шапчица, режим использования территории на Московском проспекте не запрещает внутриквартальной застройке быть выше, чем лицевые корпуса.

Наш собеседник отметил, что в похожей ситуации оказались казармы Новочеркасского полка на Малой Охте (1886 год постройки, инженер-капитан Владислав Карлович). Они так же, как корпуса «Петмола», охраняются как памятники, но границы их не то что не захватывают внутриквартальную территорию - они проведены практически по обрезам фундаментов. Охранной зоны казармы не имеют, что, видимо, позволит владельцам реализовать задумку по перекрытию дворов казарм-памятников стеклянными крышами. На свободном же месте, как мы уже рассказывали, планируется построить новые корпуса.

Другой пример - охраняемый как региональный памятник комплекс жилых домов на Малоохтинском проспекте, 92 (1936 - 1940 годы постройки, архитекторы Григорий Симонов и Борис Рубаненко). Вид на эти здания с Невы вскоре будет частично закрыт в результате строительства на набережной четырехэтажного дворца бракосочетаний. Если бы у памятников была своя охранная зона, прежняя панорама сохранялась бы. Можно было бы также предотвратить возведение новостроек в непосредственной близости к ТЭЦ фабрики «Красное знамя» на углу Пионерской и Корпусной улиц.

Проект застройки «Петмола» Павел Шапчиц назвал «разухабистым». С точки зрения сохранения наследия, полагает градозащитник, дома, по всей видимости, стоило сделать либо более классическими, либо еще более нейтральными.

Подверг критике строительство новых корпусов на территории «Петмола» и сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. «Считаю, что так делать нельзя. И, думаю, наша организация по этому поводу еще выскажется», - сказал он корреспонденту «СПб ведомостей». Марголис отметил, что такие проекты обязательно нужно выносить на заседания Совета по сохранению культурного наследия.

Добавим, что завершить строительство жилого комплекса на территории «Петмола» предполагается во втором квартале 2022 года.

#архитектура #строительство #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6312) от 31.10.2018 под заголовком «Скотопригонный ампир».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...