Скотопригонный ампир. В Петербурге на территории «Петмола» появятся новостройки
Центральную часть завода «Петмол» на Московском проспекте, 65, застроят семиэтажными жилыми домами. Они встанут прямо за федеральным памятником архитектуры - бывшим скотопригонным двором - и дополнят собой давно сложившийся облик этого места. Подобные случаи происходят из-за несовершенства охранного законодательства, сетуют градозащитники.
Новостройки вблизи «Петмола» уже изменили архитектурный пейзаж. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Обширную промзону в районе станции метро «Фрунзенская» начали осваивать несколько лет назад. Со стороны параллельной Московскому Парфеновской улицы и со стороны Обводного канала уже успели вырасти первые новостройки (эти дома видно из центра, и нельзя сказать, что они сильно украсили городской пейзаж). Главную же часть «Петмола» - что за выходящей на Московский проспект желтой кирпичной оградой - до сей поры не трогали.
Прежде надел находился в ведении холдинга Meridian Development, при котором и начиналась работа над проектом, и даже было выдано первое разрешение на строительство. Но летом нынешнего года надел был перекуплен. Новое разрешение на возведение жилья выдали в июне фирме «Динамика». По данным сайта www.kartoteka.ru, эта компания контролируется фирмой «Легенда кэпитал» предпринимателей Василия Селиванова и Алексея Клюева. Коммерсанты собираются построить на углу двух магистралей жилье бизнес-класса.
Проект застройки был разработан мастерской «Студия 44» Никиты Явейна. «Это дань памяти места, возрождение принципов рациональности и идеального порядка, которые на протяжении веков культивировала петербургская архитектура» - такую цитату Явейна выбрали для презентации проекта.
На первый взгляд, дома со сдержанным декором и плотной и несколько однообразной сеткой окон могут напомнить строгую позднесоветскую застройку центра города. Но, по замыслу архитекторов, сочетанием простых объемов проект отсылает к классицизму XIX века, а монументальностью - к сталинскому ампиру, характерному для Московского проспекта.
Градостроительное решение призвано напомнить о регулярной планировке римского лагеря (к которому, как утверждается, отсылала историческая планировка завода еще в бытность его скотопригонным двором). Так, четыре жилых корпуса П-образной формы будут разделены пешеходными «улицами» на равные квадраты. По периметру новостроек (между жилыми домами и реконструируемыми историческими корпусами) обещают сделать прогулочную зону. Так как на первых этажах откроют магазины, это пространство станет местом торговли.
Застройщик называет свой проект «образцом бережного девелопмента в исторической части города». Действительно, здания-памятники - постройки Московского скотопригонного двора (1823 - 1826 годы, архитектор Иосиф Шарлемань) - обещают сохранить и приспособить под новые нужды. Оставить собираются даже построенный им в подражание корпус сталинской эпохи со стороны Обводного. Но новостройки рискуют задавить своим объемом старинные корпуса, поскольку значительно превысят их по высоте. Не будут ли главное здание и его флигеля восприниматься как ограда вокруг нового жилого комплекса?
Возведение зданий, нависающих над домами-памятниками, всякий раз оказывается возможным из-за недостаточно четких формулировок в федеральном законе об объектах культурного наследия и вольной трактовки таких формулировок петербургскими властями. Об этом «Санкт-Петербургским ведомостям» сказал градозащитник Павел Шапчиц.
По смыслу федерального закона, пояснил он, вокруг каждого памятника должна устанавливаться собственная охранная зона, которая задавала бы более жесткие ограничения на застройку прилегающих территорий (и в частности, ограничивала бы высотность зданий). Однако в Смольном предпочитают не задавать отдельных зон для памятников, которые попадают в границы единых зон регулирования застройки центра. В результате, по словам Шапчица, режим использования территории на Московском проспекте не запрещает внутриквартальной застройке быть выше, чем лицевые корпуса.
Наш собеседник отметил, что в похожей ситуации оказались казармы Новочеркасского полка на Малой Охте (1886 год постройки, инженер-капитан Владислав Карлович). Они так же, как корпуса «Петмола», охраняются как памятники, но границы их не то что не захватывают внутриквартальную территорию - они проведены практически по обрезам фундаментов. Охранной зоны казармы не имеют, что, видимо, позволит владельцам реализовать задумку по перекрытию дворов казарм-памятников стеклянными крышами. На свободном же месте, как мы уже рассказывали, планируется построить новые корпуса.
Другой пример - охраняемый как региональный памятник комплекс жилых домов на Малоохтинском проспекте, 92 (1936 - 1940 годы постройки, архитекторы Григорий Симонов и Борис Рубаненко). Вид на эти здания с Невы вскоре будет частично закрыт в результате строительства на набережной четырехэтажного дворца бракосочетаний. Если бы у памятников была своя охранная зона, прежняя панорама сохранялась бы. Можно было бы также предотвратить возведение новостроек в непосредственной близости к ТЭЦ фабрики «Красное знамя» на углу Пионерской и Корпусной улиц.
Проект застройки «Петмола» Павел Шапчиц назвал «разухабистым». С точки зрения сохранения наследия, полагает градозащитник, дома, по всей видимости, стоило сделать либо более классическими, либо еще более нейтральными.
Подверг критике строительство новых корпусов на территории «Петмола» и сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. «Считаю, что так делать нельзя. И, думаю, наша организация по этому поводу еще выскажется», - сказал он корреспонденту «СПб ведомостей». Марголис отметил, что такие проекты обязательно нужно выносить на заседания Совета по сохранению культурного наследия.
Добавим, что завершить строительство жилого комплекса на территории «Петмола» предполагается во втором квартале 2022 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6312) от 31.10.2018 под заголовком «Скотопригонный ампир».
Комментарии