Скорость напрокат. Каршеринг набирает популярность в Петербурге

Начало пандемии стало серьезным ударом для развития шеринговой экономики и особенно для каршеринга – преимущества личных авто стали очевидными. В итоге одни операторы прекратили свою деятельность, другие изменили бизнес-стратегию. Однако очень быстро падение сменилось ростом. Люди все чаще пользуются чужими авто, и этот вид передвижения уже всерьез конкурирует с другими видами транспорта.

Скорость напрокат. Каршеринг набирает популярность в Петербурге | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Временное сокращение

Рынок проката автомобилей с поминутной тарификацией, более известный как каршеринг, неплохо развивался и до 2020 года. Экономисты все чаще говорили о том, что будущее за шеринговой экономикой, а личные авто очень скоро превратятся в мало кому доступную роскошь.

Однако в начале пандемии выяснилось, что все не так просто – в шеринговых авто разглядели эпидемиологические риски, и на несколько месяцев работа сервисов была остановлена в ряде регионов, включая Петербург. В итоге этот удар пережили далеко не все. Если в начале 2020 года в Петербурге успешно работали девять каршеринговых компаний, то к осени 2021 года осталось всего три крупные службы – «Делимобиль», «Яндекс.Драйв» и «Ситидрайв» (до апреля 2021 года YouDrive). Зато теперь они демонстрируют уверенный рост.

«Ограничения, связанные с коронавирусом, больно ударили по секторам, связанным с недвижимостью и автомобильным транспортом, – отметил гендиректор ТИАР-Центра и руководитель шеринг-кластера РАЭК Антон Губницын. – Тем не менее пандемия сделала ценность шеринга еще более значимой. Шеринг-сервисы дают возможность экономить, а это очень важно в период экономической турбулентности. Они также позволяют получать дополнительный доход, продавая или сдавая в аренду вещи».

Действительно, все больше автовладельцев приходят к выводу, что использование сервиса каршеринга выгоднее содержания собственного автомобиля. К таким мыслям их подталкивает рост цен на бензин, платные парковки, негуманный ценник обслуживания транспортных средств, обязательный техосмотр, страхование. В этом году серьезно подорожали и сами автомобили, подтверждая прогнозы двухлетней давности. К тому же эксплуатация личных авто из-за удаленного формата работы и активного развития сервисов по доставке продуктов питания и прочих товаров постепенно теряет актуальность.

Получается, пандемия, с одной стороны, подставила подножку операторам, развивающим каршеринг, а с другой – показала его преимущество. В исследовании Sharing Economy-2020, которое провела Ассоциация электронных коммуникаций в тандеме с независимой аналитической организацией ТИАР-Центр, зафиксировано, что по итогам 2020 года объем транзакций на шеринг-сервисах, работающих в России, показал годовой рост 39% и составил более триллиона рублей. Выручка операторов выросла за счет увеличения средней продолжительности поездки, а также повышения тарифов. И это притом что запрет на работу каршеринга, введенный во время режима самоизоляции в ключевых регионах, включая Петербург, сократил динамику роста каршеринга в шесть раз.

Сервисами каршеринга в основном пользуются люди в возрасте от 25 до 35 лет, 90% клиентов каршеринга имеют высшее образование. 80% клиентов мужчины, однако в нынешнем году среди водителей арендованных авто был зафиксирован рост женской аудитории. При этом больше всего дам-водительниц оказалось именно в Петербурге, где количество клиенток каршеринговых сервисов выросло почти в два раза. В ответ на эту особенность рынка появился спрос на каршеринговые автомобили с детскими креслами.

Большинство клиентов сервиса используют его для разовых поездок – до аэропорта или вокзала, на деловую встречу или к врачу, а также в случаях, когда свою машину пришлось оставить, к примеру, в автосервисе. Регулярно на работу на арендных авто пока ездят немногие. Не очень склонны пользоваться каршерингом водители старшего поколения, для которых автомобиль – это целый образ жизни.

Не свое – не жалко

Когда каршеринг только начал появляться в мегаполисах, часто звучало мнение, что использование арендованных авто улучшит ситуацию на дорогах. На практике такого эффекта пока не наблюдается. Напротив, каршеринговый транспорт достаточно часто становится участником ДТП.

Это объясняется многими факторами. Во-первых, незнакомой машиной управлять сложнее, чем привычным личным авто. Во-вторых, арендаторам зачастую не жалко чужих автомобилей, что побуждает к необоснованному лихачеству. В-третьих, у многих клиентов каршеринга небольшой стаж вождения.

Еще одна проблема – использование чужих аккаунтов. Мошенники не только торгуют поддельными учетками, но и проводят мастер-классы «по добыче каршеринг-аккаунтов». Кому-то фейковые аккаунты помогают скрыть свой реальный возраст или стаж вождения, чтобы начать пользоваться услугами сервиса раньше времени. Другим хочется кататься, как душе угодно, не опасаясь штрафов, которые придут пользователю, указанному в профиле, а не реальному водителю.

Согласно данным ДПС УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, только за первые четыре месяца 2021 года в Петербурге произошло 1178 аварий с участием каршеринговых машин. Из них по вине водителей каршеринга – 556 ДТП. С пострадавшими – 23, без пострадавших – 1155. В итоге можно сделать вывод, что 50% всех ДТП с участием каршеринга происходит по вине водителей арендованного транспорта.

Покажите ваш профиль

Разумеется, каршеринговые операторы стараются решить эту проблему и постоянно совершенствуют свои системы. Так, в июне «Яндекс.Драйв» запустил новую модель анализа вождения, которая в приложении «Профиль вождения» проводит анализ поездок каждого пользователя. Аккуратным водителям сервис обещает более выгодные условия и бонусы. Если манера вождения водителя оставляет желать лучшего, его сначала предупреждают. Для тех, кто не реагирует на предупреждения, стоимость аренды возрастает из-за более высокого риска ДТП и, соответственно, более дорогой страховки. Если же манера вождения не меняется в лучшую сторону, водителю блокируют доступ к сервису – сначала временно, а потом навсегда.

В компании отметили, что после запуска подобной структуры пользователи стали аккуратнее водить автомобили. Количество резких ускорений уменьшилось на 30%, торможений – на 16%, а случаев превышения скорости – на 21%. С августа сервис запустил систему поощрения водителей, которые не попадают в ДТП.

Рейтинг пользователей, от которого зависит тариф, есть и у «Делимобиля», который вдобавок начал тестировать ночных водителей на трезвость и усталость. Кроме того, в Москве и Петербурге оператор запустил бесплатную услугу «Подмога» для пользователей, попавших в ДТП. После ее активации на место ДТП приезжают сотрудники компании, помогают оформлять документы, общаются с инспекторами ГИБДД.

Народный каршеринг

На фоне популярности шеринговой экономики появилась идея так называемого народного каршеринга, когда для совместного пользования предлагается не автопарк оператора, а машины участвующих в программе автовладельцев. Фактически любой автовладелец может сдавать свою простаивающую машину в аренду и зарабатывать на этом по аналогии со сдачей внаем пустующих квартир. В этом году в Москве и Петербурге в тестовом режиме был запущен подобный сервис «Рули». Для участия нужно скачать приложение, зарегистрироваться, подписать договор об установке оборудования и готовности минимум дважды в неделю предоставлять свою машину для поездок.

Пока нельзя сказать, что народный каршеринг развивается очень активно – реализация сервиса сопряжена с технологическими, правовыми и организационными трудностями. А доверить свой автомобиль посторонним людям согласятся немногие. Впрочем, в США подобный прокатный сервис Turo уже востребован, а значит, и в России он со временем может выстрелить.

Дальше, дольше, автономнее

Зато среди актуальных уже сейчас трендов рынка – внедрение грузового каршеринга, удовлетворение спроса на междугородние поездки и эксперименты по объединению каршеринга и такси.

Раньше арендованные автомобили воспринимались исключительно как внутригородской вид транспорта, но ковидные ограничения сформировали моду на более дальние и длительные автопутешествия. Так, в этом году количество путешественников, выезжающих из Петербурга на арендованном транспорте, выросло почти в два раза. Самыми популярными маршрутами стали поездки выходного дня по Ленобласти и в Карелию.

А в качестве иллюстрации объединения каршеринга и такси можно привести оператора «Ситидрайв». Объединившись с такси «Ситимобил», он предлагает краткосрочную аренду автомобилей для индивидуальных предпринимателей и физлиц, зарабатывающих частным извозом.

Из более дальних перспектив чаще всего выделяют сотрудничество шеринговых операторов напрямую с автопроизводителями, которые начнут выпускать модели под конкретную задачу – например, мини-мобили, рассчитанные на двух пассажиров, или специально оборудованные мини-вэны для сервисов такси.

Еще больше выгод видят в синергии каршеринга и такси в беспилотном формате. Собственно, эти виды транспорта отличаются лишь наличием водителя, так что беспилотный каршеринг и беспилотное такси – это, по сути, одно и то же. Вероятно, операторы каршеринга и такси будут одновременно выходить на этот рынок, где уже через несколько лет развернется жесткая конкурентная борьба.


#каршеринг #спрос #автомобили

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7027) от 11.10.2021 под заголовком «Скорость напрокат».


Комментарии