Скорее физики, чем лирики. В Петербурге подвели итоги ЕГЭ
Вчерашнее подведение итогов ЕГЭ в ТАСС началось не с перечисления успехов. Председатель комитета по образованию Наталия Путиловская напомнила, что «год был непростой», с вкраплением дистанта, впрочем, им воспользовались только 20 тысяч школьников, и это во всех классах. На этом фоне успехи, видимо, еще ярче. Как отметила учительница химии школы № 77 Дина Федорова, подготовившая с коллегами шесть стобалльников, сложности заставили сконцентрироваться.
ФОТО Pixabay
«Мы идем на рекорд, – констатировала Наталия Путиловская, – и по результатам ЕГЭ, и по медалям». Медалистов в этом году – около 2700 человек, на четверть больше прошлогоднего достижения. Почетный знак – у 546 победителей и призеров всероссийской олимпиады, на 100 больше, чем в прошлом году.
Всего стобалльных результатов 523, «внутри» этих цифр 32 выпускника, которые сдали на 100 баллов два предмета, плюс барышня и юноша трехсотбалльники из лицеев № 470 и № 344.
Примерно 1200 человек «в переводе» с егэшных баллов на школьные оценки пятерочники с плюсом: набирали по 97 – 99 баллов. Почти каждая четвертая работа – высокобалльная, пятерочная (это от 80 баллов).
По словам Наталии Путиловской, средний балл ЕГЭ практически по всем предметам выше общероссийского, а по химии, физике, математике (в этом году сдавали только «сложную», профильную) – существенно выше. «Единственный показатель, который нас тревожит, он ниже результата прошлого года, – ЕГЭ по литературе». И это предстоит осмыслить.
Петербургские школьники оказались, по определению комитета, «больше физиками, чем лириками». Ну это как посмотреть. Есть, например, работы с нулем баллов – это когда сдающий не то что плохо написал работу, а вообще ее не написал, зато понарисовал на бланке всякого и понаписал стихи из «песен любимых композиторов». Такие художества позволили себе примерно полсотни участников ЕГЭ.
40% сдававших русский язык (единственный обязательный в этом году) набрали от 80 баллов. 255 человек получили по 100 баллов, довольна Лариса Каминская, председатель региональной предметной комиссии по русскому языку. По оценке эксперта, сложнее давались задания на пунктуацию и определение безударных проверяемых и непроверяемых в корне слова, зато лучше справились с развернутым ответом, а размышлять довелось над текстами Цветаевой, Лотмана, Нагибина.
Из всех экзаменов ЕГЭ по русскому самый драматичный: если не выбрал просто выпускной экзамен, а сдаешь ЕГЭ, для аттестата нужно набрать минимальный балл. Не набрали 96 человек – впрочем, кто-то уже успел пересдать.
Если не равняться на общероссийские результаты, а состязаться с самим собой, то Петербургу хотелось бы побольше пятерочников по биологии. А то лишь 5% набрали 80 баллов. И в инязе только один стобалльный результат, причем в самом массовом, английском. Правда, у многих высокобалльные. Самый молодой у нас «иностранный» ЕГЭ, по китайскому, сдавал 31 человек. Вроде бы немного, а обскакал количественно ЕГЭ по испанскому. И два школьника, сдавшие китайский, – без одного балла стобалльники.
Количество сдававших ЕГЭ впервые превысило 40 тысяч, притом что в этом году «единый гос» можно было не сдавать тем, кто не поступает в вуз. Достаточно было сдать выпускные экзамены по русскому и математике. Воспользовались, впрочем, всего 1,5 тыс., это немного. Из участников ЕГЭ 29 672 – школьники, примерно 3300 – выпускники техникумов, почти 6900 – выпускники прошлых лет.
Из предметов «по выбору» (он обусловлен требованиями вуза, в который собираешься) лидировала профильная математика: сдавали 53% участников ЕГЭ. На втором месте обосновалось обществознание, его выбрали 38%. Английский (19%) и биология (18%) в этом году оттеснили физику с ее 17%.
Были аккредитованы 5 тыс. общественных наблюдателей, проводили экзамены больше 13 тыс. учителей, а в государственной экзаменационной комиссии были задействованы почти 800 человек.
Сейчас идет рассмотрение апелляций – жалобы подают либо на нарушение процедуры проведения экзаменов, либо на выставленные баллы: есть возможность посмотреть свою работу в электронном виде с отмеченными ошибками.
Как говорит Александр Федосов, директор СПб центра оценки качества образования и информационных технологий, поступила только одна процедурная апелляция, но их всегда немного: одна-две. Отклонили.
По баллам всегда поступает примерно 1,5 тыс. апелляций, а в прошлом году, когда из-за пандемии появилась дистанционная подача, школьники с энтузиазмом ею воспользовались и направили 2,5 тыс. жалоб.
В этом году подано пока примерно 1700 апелляций. Меньше всего – по русскому: 104. А, например, баллами по историю и обществознанию недоволен каждый 15 – 20-й участник.
Центр оценки качества ориентируется не столько на количество поданных апелляций, сколько на количество пересмотренных решений. Если таких мало – значит проверка изначально была качественной: каждую работу проверяют два эксперта независимо, в случае расхождения проверяет третий.
Как говорит Александр Федосов, удовлетворено 25% апелляций. В семи из десяти удовлетворенных балл был повышен. В одной из десяти остался без изменений, то есть за какие-то задания понизился, за какие-то повысился, но сумма осталась прежней. Одна приходится на техническую ошибку при проверке работы. В одном случае из десяти балл понижается, это тоже считается «удовлетворенной апелляцией», в том смысле что рассмотренной.
Больше всего апелляций отклонено по географии, литературе, русскому и химии. Больше удовлетворено – по математике, физике, истории.
Удалены с экзаменов в этом году были четверо: двое – за мобильники, двое за шпаргалки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122(6960) от 07.07.2021 под заголовком «Скорее физики, чем лирики».
Комментарии