Символы руками не трогать! Как защитить петербургские памятники от вандалов?
Несколько месяцев назад газета рассказала о бесхозных бронзовых быках, которые стоят у ворот бывшего мясокомбината, что на Московском шоссе, 13. Поводом стало отсутствие у одного из быков бронзового хвоста. Кто-то отломил его и, вероятно, сдал в металлолом. Читатели, обратившиеся в редакцию, утверждали, что именно окраинное местоположение делает эти знаменитые скульптуры, которые ленинградцы с риском для жизни спасали в блокаду, наиболее уязвимыми. Да разве сегодня сохранность городских памятников и скульптур зависит только от того, где они стоят?!
Так здороваться с Петром совсем не обязательно. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Нам впору беспокоиться уже и о хвостах коней Клодта на Аничковом мосту - бьют тревогу петербуржцы. Скульптуры находятся в самом центре города, на Невском, но это абсолютно не уберегает их от всяческих посягательств. За год коней и пьедесталы не единожды расписывали краской, и реставраторам, как говорят сотрудники Музея городской скульптуры, приходится применять особые технологии, чтобы очистить шедевры, не причинив им вреда.
А в минувшем апреле на одного из коней забрались, по свидетельству очевидцев, находящиеся в весьма веселом состоянии девушки. Они решили на нем «прокатиться». На замечания прохожих отвечали нецензурно...
Не забылось и то, как в августе прошлого года двое мужчин забрались на «Медный всадник». Затащили на памятник мангал и пытались поднять еще и пакет с углем. Очевидно, хотели эпатировать Сеть своей «смелой» выдумкой - приготовить шашлык, и где... К счастью, им это не удалось. Полиция задержала хулиганов. Думаете, это были шалуны-подростки? Нет. Вполне взрослые люди двадцати и тридцати двух лет. Памятнику они не успели навредить, что, однако, не умаляет кощунственности их поступка.
Так что не в месте нахождения памятников и скульптур дело, а в отношении к ним горожан и гостей Петербурга.
Кое-кто из них демонстрирует эдакий вандализм мимоходом, когда поздним вечером напористой струей из баллончика разрисовывает каракулями (не путать с граффити) только что отреставрированные стены прекрасного исторического здания. Или ради забавы рушит красивый фонтан, как это случилось совсем недавно в поселке Саперный. А в Токсове из скульптурной композиции «Читающая семья» из хулиганства выломали фигуру мальчика. Список можно продолжить.
Немало бед, увы, приходится ждать и от любителей селфи. Это повальное увлечение не имеет ничего общего с желанием запечатлеть на память открыточные виды Петербурга. В первую очередь снимаем себя любимого, например, на коленях Петра I, что в Петропавловской крепости, или всю компанию верхом на львах, которые стоят у Дворцовой пристани на Адмиралтейской набережной. А что при этом страдает историческая достопримечательность - во внимание не берется. Кстати, этих львов уже отправляли на реставрацию после того, как им, можно сказать, проломили спины. Выполненные методом чеканки из листовой меди, они не выдержали веса фотографирующихся. Возможно, такое повторится вновь - у каждой скульптуры пост не поставишь.
И, наконец, вандализм на удачу. Понимаю, звучит абсурдно, но это действительно так. В нестерпимой жажде «счастья» петербуржцы и гости города буквально до блеска истерли многие бронзовые скульптуры, памятники. Городские легенды о том, как можно разбогатеть, добиться успеха, наконец, успешно сдать экзамен или выйти замуж, потерев то или иное изваяние, передаются из уст в уста, гуляют в Интернете, откуда перепечатываются некоторыми СМИ. К сожалению, эти бездумные рекомендации можно услышать и от гидов, сопровождающих группы туристов.
Неужели никому невдомек, что таким образом портится произведение искусства? Как говорят специалисты, оно «замыливается». Натирая скульптуру, бронзу лишают защитного слоя - патины, и под воздействием окружающей среды она подвергается разрушению. Ну посмотрите хотя бы на верблюда у памятника Пржевальскому. Ему так натерли горб, шею и нос ради призрачных успехов, что проявилась «бронзовая болезнь». Как говорят уважаемые гиды, давно работающие с гостями города, в Ленинграде такой дурной традиции не было.
И вот что особо беспокоит сегодня. Только что открыли после реставрации Банковский мост через канал Грибоедова. С Невского проспекта можно видеть, как сияют на солнце золотые крылья установленных на нем четырех львов-грифонов, которые входят в число символов Петербурга. Но при этом они самые многострадальные городские скульптуры.
Внутрь грифонов суют записки с пожеланиями и монеты, их позолоченные крылья трут «на счастье». Так сколько же они простоят теперь в своем вновь воссозданном великолепии? И спасут ли их от нового вандализма камеры видеонаблюдения, которые вроде бы намереваются здесь смонтировать?
Побывав на днях у моста, камер я не обнаружила. Зато увидела много туристов и молодежи из соседнего университета, которые, не обращая внимания на гостей города, сидели и стояли на постаментах и лапах львов, держась за ванты. «Что надо потрогать, потереть, чтобы желание исполнилось?» - громко поинтересовалась одна из туристок. И хор голосов тут же подсказал: «Крылья».
- Постарайтесь добиться удачи иным способом - скульптуры только что вернулись из реставрации... - фразу я закончить не успела, с моста раздалось: «Загадайте желание и потрите лапы, дотроньтесь до крыльев грифонов...» И десятки рук, подчиняясь предложению гида, потянулись вверх...
P. S. Банковский мост после реставрации открыли 19 июня. А уже через день специалисты зафиксировали появление дефектов: кто-то попытался соскрести позолоту с шариков на перилах.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6472) от 03.07.2019 под заголовком «Символы руками не трогать!».
Комментарии