Символы Петербурга: как сфинксы покорили сердце города

Может ли чужеземец, представитель очень далекой от европейской культуры (причем во всем — во времени, пространстве и содержании) стать настоящим символом европейской имперской столицы? Каким бы невероятным это ни казалось, может. И за примером недалеко ходить — всего лишь до Университетской набережной, где отлично устроились и прижились загадочные антропозооморфные существа, мифические чудовища с телом льва и лицом египетского фараона Аменхотепа III. Сфинксы.

Символы Петербурга: как сфинксы покорили сердце города | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Свое место на набережной они заняли в апреле 1834 года. Изначально фигуры древних чудовищ вызывали у жителей неприятие, однако скоро пристань со сфинксами стала одним из любимых мест горожан.

А еще через несколько десятилетий их признали одним из символов Санкт-Петербурга. Чему, несомненно, посодействовало расположение скульптур напротив Академии художеств: достопримечательность набережной рисовали обучающиеся или уже обучившиеся в ней живописцы — Максим Воробьев, Василий Садовников, Степан Галактионов, Фердинанд-Виктор Перро, Иосиф Шарлемань, Петр Верещагин, Лев Лагорио, Михаил Сажин, Карл Гефтлер, Петр Львов, Мстислав Добужинский, Григорий Калмыков, Гафур Мендагалиев, Владимир Румянцев и многие другие.

Эта пара сфинксов была найдена в Фивах во время раскопок. Они были изготовлены в XIV веке до н. э. во времена правления фараона XVIII династии Аменхотепа III для оформления поминального храма, построенного еще при его жизни. После египетского похода Наполеона Бонапарта Европу охватила египтомания, и скульп­туры захотел купить француз Жан-Франсуа Шампольон. Хотел, но не сумел — не собрал нужной суммы. В 1830 году в Александрии сфинксов увидел православный духовный писатель и историк церкви, паломник Андрей Муравьев, который после Русско-турецкой войны отправился в путешествие по святым местам. Он тут же написал в Константинополь (Египет тогда входил в Османскую империю) российскому послу Александру Рибопьеру с предложением купить сфинксов. Тот перенаправил письмо вице-канцлеру графу Карлу Нессельроде, чтобы он испросил разрешения на столь дорогую покупку у императора. Николай I отправил запрос в Академию художеств о целесообразности приобретения… Кстати, египтомания тогда охватила и российскую столицу: в 1826 году в Петербурге был открыт Египетский мост, в Кунст­камере открылся «Египетский музеум», а в 1829‑м в Царском Селе возвели Египетские ворота. Президент Академии художеств Алексей Оленин тоже увлекался египтологией. К моменту окончания всех переписок и получения согласований сфинксы оказались проданными во Францию, но июльская революция сорвала сделку, и Россия смогла приобрести памятники. В мае 1832 года скульптуры прибыли в Санкт-Петербург.

Еще в 1831 году напротив здания Академии художеств архитектором Константином Тоном была спроектирована пристань в классическом греческом стиле. По замыслу художника, ее должны были украшать скульптуры укротителей коней Клодта, однако цена их изготовления оказалась слишком велика для академии. В итоге решили украсить пристань приобретенными в Египте сфинксами. Константин Тон переделал проект, изменив пропорции спуска к воде. Пристань длиной 42 м имеет 14 ступенек. Через шесть ступенек от набережной — площадка с двумя полукруглыми скамьями и бронзовыми фигурами крылатых львов (грифонов) по краям. Спуск с набережной предваряют по краям колонны бронзовых светильников-жирандолей.

Сфинксы установлены на двух мощных гранитных постаментах по краям от лестницы. Скульптуры мифических чудовищ Древнего Египта выполнены из розового асуанского гранита. Вес каждой — 23 т, длина — 5,24 м, высота — 4,5 м.

Лица сфинксов юны, глаза имеют миндалевидную форму, а губы сложены в загадочную едва уловимую улыбку. На их головах — царские платки-клафты и двойные короны, на груди и плечах — широкие ожерелья, верхнюю часть тела покрывает имитация попоны из плиссированной ткани. На груди, меж передних лап сфинксов и по всему перимет­ру плинтов памятников вырезаны ­иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III.

Египтологи всего мира называют петербургских сфинксов одними из лучших портретов Аменхотепа III.

Исследователи XIX века, так или иначе работавшие со сфинксами, говорили о том, что им необходимо найти другое, защищенное от температурных перепадов, загрязнений и влаги место и что петербургский климат может оказаться губительным для древних памятников.

Сфинксы на берегу Невы не погибли, но прошедшие века оставили на них свои следы. И в 2002 году был осуществлен уникальный научный проект по их реставрации. В результате скульптуры удалось очис­тить (получив при этом объективную информацию о биологическом и химическом характере загрязнений) и главное — предотвратить процессы дальнейшего разрушения гранита под воздействием вредного для них климата. Работы по реставрации и консервации сфинксов осуществил коллектив Центра реставрации экологии и культуры Санкт-Петербурга.

Читайте также: 

Деревянный объект культурного наследия начала ХХ века нуждается в реставрации

Московские триумфальные ворота после реставрации откроют к сентябрю

#сфинксы #символ #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7725) от 13.08.2024 под заголовком «Улыбка Аменхотепа».


Комментарии