Сила воды, сила людей

Ма­шин­ный зал Сая­но-Шу­шен­ской ГЭС чем-то на­по­ми­на­ет со­вре­мен­ный круп­ный аэро­вок­зал в мо­мент меж­рей­со­во­го за­ти­шья. Пус­тын­ные бело­мра­мор­ные про­с­тран­ст­ва, свет, ши­ро­ким по­то­ком лью­щий­ся че­рез сплош­ное остек­ле­ние одной из стен, много­чис­лен­ные шка­фы с авто­ма­ти­кой и эк­ра­на­ми, от­сле­жи­ваю­щие ра­бо­чие про­цес­сы на тур­би­нах, сдер­жан­ный и ка­кой-то от­стра­нен­ный гул спря­тан­ных под ог­ром­ны­ми сталь­ны­ми дис­ка­ми ма­шин, пре­вра­ща­ю­щих ени­сей­скую мощь в элект­ро­э­нер­гию. Это «па­рад­ная», ви­ди­мая часть стан­ции. Тех­но­ло­ги­чес­кий про­цесс на­деж­но уп­ря­тан под бе­тон­ной тол­щей самой вы­со­кой в Рос­сии пло­ти­ны, а так­же в не­драх ма­шин­но­го за­ла, ку­да ве­дут кру­тые сталь­ные лест­нич­ки для пер­со­на­ла— опе­ра­то­ров, ре­монт­ни­ков, тур­би­нис­тов...

Сила воды, сила людей | ФО­ТО Сер­гея СА­ВОС­ТЬЯ­НО­ВА/ТАСС<br>Пло­ти­на Сая­но-Шу­шен­ской— са­мая вы­со­кая в Рос­сии.

ФО­ТО Сер­гея СА­ВОС­ТЬЯ­НО­ВА/ТАСС
Пло­ти­на Сая­но-Шу­шен­ской— са­мая вы­со­кая в Рос­сии.

Много­лю­дья, не­смот­ря на раз­ме­ры самой мощ­ной в стра­не ГЭС со штат­ной чис­лен­нос­тью око­ло 400 че­ло­век, мы здесь не уви­де­ли. В каж­дой 12-ча­со­вой сме­не клю­че­вых фи­гур— чуть бо­лее де­сят­ка: за гид­ро­агре­га­та­ми при­смат­ри­ва­ют чет­ве­ро ин­же­не­ров-опе­ра­то­ров, еще шес­те­ро— на пуль­те уп­рав­ле­ния, один на греб­не пло­ти­ны.

И кар­тин­ка, ко­то­рую мно­гие да­ле­кие от гид­ро­э­нер­ге­ти­ки лю­ди преж­де все­го пред­став­ля­ют се­бе, ког­да речь за­хо­дит о ГЭС,— ко­лос­саль­ные ки­пя­щие во­до­па­ды, низ­вер­гаю­щие­ся с вы­со­ты по ог­ром­ным ка­мен­ным сту­пе­ням к ниж­не­му бье­фу, как ока­за­лось, име­ет к про­из­вод­ст­ву энер­гии весь­ма опос­ре­до­ван­ное от­но­ше­ние. Это все­го лишь во­до­сбро­сы, ре­гу­ли­рую­щие рас­ход во­ды в по­ло­во­дье и не даю­щие во­до­хра­ни­ли­щу пере­пол­нить­ся. В пред­зи­мье бе­ре­го­вой во­до­сброс СШГЭС, спо­соб­ный про­пус­тить че­рез два ки­ло­мет­ро­вых тон­нель­ных ка­на­ла па­ру Ни­а­гар­ских во­до­па­дов— 4 тыс. ку­бо­мет­ров во­ды в се­кун­ду, пере­крыт, экс­плу­а­та­ци­он­ный во­до­сброс (до 11,7 ты­ся­чи ку­бов в се­кун­ду) так­же внеш­не тих и спо­ко­ен. О том, что стан­ция жи­вет и тру­дит­ся, сви­де­тель­ст­ву­ет лишь не­смол­кае­мый на­пря­жен­ный гул от но­во­го рас­пре­де­ли­тель­но­го уст­рой­ст­ва КРУЭ-500 кВ и се­ти вы­со­ко­вольт­ных ли­ний. Не­сколь­ко ра­бо­чих у под­но­жия сте­ны, сло­жен­ной из 9 млн тонн бе­то­на, ка­жут­ся му­ра­вья­ми. В це­лом же в ог­ром­ной ча­ше кот­ло­ви­ны, пере­го­ро­жен­ной пло­ти­ной, без­люд­но.

То, что в мо­мент катас­тро­фы 17 ав­гус­та 2009 го­да на Сая­но-Шу­шен­ской ГЭС по­гиб­ли так много лю­дей— 75 че­ло­век,— мож­но объ­яс­нить не­счаст­ли­вым сте­че­ни­ем об­сто­я­тельств. Шли ак­тив­ные ре­монт­ные ра­бо­ты. Кро­ме штат­ных энер­ге­ти­ков в маш­за­ле на­хо­ди­лись не­мало ра­бот­ни­ков под­ряд­ных ор­га­ни­за­ций и про­че­го об­слу­жи­ва­ю­ще­го пер­со­на­ла, мно­гие— ниже уров­ня за­топ­ле­ния.

Сей­час да­же труд­но во­об­ра­зить, как все тог­да про­ис­хо­ди­ло... Как по­то­ком ле­дя­ной во­ды (тем­пе­ра­ту­ра всег­да— плюс 4 гра­ду­са) со­рва­ло крыш­ку тур­би­ны # 2 и много­тон­ный гид­ро­агре­гат вы­бро­си­ло из его «ко­лод­ца» на трех­мет­ро­вую вы­со­ту— буд­то проб­ку из бу­тыл­ки. Как во­да во­рва­лась в зал, сме­тая все на своем пу­ти, и в ми­ну­ту за­то­пи­ла его. Как ко­лос­саль­ной си­лы уда­ром это­го цу­на­ми сно­сит стек­лян­ную сте­ну и часть кры­ши, как кро­шит и скру­чи­ва­ет в уз­лы ме­тал­ло­кон­струкции. Не­сколь­ко спо­ло­хов от ко­рот­ких за­мы­ка­ний— и ава­рий­ная стан­ция пол­нос­тью обес­то­че­на. Во­семь че­ло­век, ока­зав­ших­ся на верх­них уров­нях за­ла, по бес­ко­неч­ной лест­ни­це в те­ле пло­ти­ны в пол­ной тем­но­те уст­рем­ля­ют­ся на 245-мет­ро­вую вы­со­ту— бо­лее полу­со­тни эта­жей. Спе­шат на гре­бень, что­бы вруч­ную опус­тить за­движ­ки, пере­крыв по­ступ­ле­ние во­ды на тур­би­ны, а по­том от­крыть во­до­сброс— ина­че близ­ко­му по­сел­ку энер­ге­ти­ков Че­ре­муш­ки и дру­гим на­се­лен­ным пунк­там ниже по те­че­нию Ени­сея гро­зит за­топ­ле­ние...

Они это сде­ла­ли. Спас­ли от бе­ды ты­ся­чи зем­ля­ков. И удос­то­и­лись са­мых бур­ных ова­ций на це­ре­мо­нии на­граж­де­ния тех, кто вос­ста­нав­ли­вал СШГЭС, 12 но­яб­ря 2014 года— в день, ког­да пос­лед­ний гид­ро­агре­гат в тор­же­ст­вен­ной об­ста­нов­ке был пу­щен в экс­плу­а­та­цию. Это был тот са­мый бо­лее всех по­стра­дав­ший «вто­рой но­мер», с ко­то­ро­го и на­ча­лась круп­ней­шая в ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной гид­ро­­э­нер­ге­ти­ки ава­рия.

2TASS_8387717.jpgВос­ста­нов­ле­ние и мо­дер­ни­за­ция стан­ции, длив­шие­ся пять лет, за­вер­ше­ны.

Это ста­ло со­бы­ти­ем не толь­ко для ра­бот­ни­ков ГЭС, но и для энер­ге­ти­ков дру­гих ре­ги­о­нов, ма­ши­но­стро­и­те­лей, до­рож­ни­ков и стро­ите­лей, так­же при­ни­мав­ших в этом де­ле учас­тие. «Те­перь Сая­но-Шу­шен­ская ГЭС ста­ла одной из луч­ших в ми­ре»,— под­черк­нул пре­зи­дент Вла­ди­мир Пу­тин, из При­мо­рья по ви­део­свя­зи да­вая ко­ман­ду о на­ча­ле ра­бо­ты гид­ро­агре­га­та # 2.

Ра­зу­ме­ет­ся, в чис­ле при­гла­шен­ных на тор­же­ст­во и на­граж­ден­ных за опе­ра­тив­ную и ка­че­ст­вен­ную ра­бо­ту бы­ли пред­ста­ви­те­ли пе­тер­бург­ских «Си­ло­вых ма­шин»— пред­при­ятия, из­го­то­вив­ше­го и по­ста­вив­ше­го на СШГЭС ос­нов­ное энер­го­о­бо­ру­до­вание.

За тем, как тур­би­на на­би­ра­ет обо­ро­ты, как быст­ро и ров­но рас­тут по­ка­за­те­ли ее мощ­нос­ти, на боль­шом эк­ра­не в ма­шин­ном за­ле СШГЭС на­блю­да­ли ра­бот­ни­ки стан­ции и много­чис­лен­ные гос­ти— про­ек­ти­ров­щи­ки, под­ряд­чи­ки, по­став­щи­ки, жур­на­лис­ты. В пол­ной ти­ши­не и то­же перед эк­ра­на­ми— в за­ле ДК «Энер­ге­тик» и на глав­ной пло­ща­ди по­сел­ка Че­ре­муш­ки— ис­то­ри­чес­кий мо­мент пере­жи­ва­ли ты­ся­чи его жи­те­лей. Для них этот празд­ник всег­да бу­дет со сле­за­ми на гла­зах, ведь тра­ге­дия, в ко­то­рой по­гиб­ли лю­ди, так или ина­че за­тро­ну­ла здесь ед­ва ли не каж­дую се­мью.

Вос­ста­нов­ле­ние стан­ции— это не про­сто воз­вра­ще­ние в строй глав­но­го для всей энер­го­сис­те­мы Си­би­ри «бой­ца» ус­та­нов­лен­ной мощ­нос­тью 6400 МВт, вы­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го в год в сред­нем око­ло 23,5 млрд кВт/ч элект­ро­­э­нер­гии. И не толь­ко за­вер­ше­ние про­ек­та сто­и­мос­тью 41 млрд руб­лей, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли ты­ся­чи лю­дей и де­сят­ки пред­при­ятий.

И да­же уве­рен­ность в том, что те­перь улуч­шит­ся ра­бо­та всей энер­го­сис­те­мы стра­ны, то­же, по­жа­луй, не глав­ное.

Сая­но-шу­шен­ская ава­рия и опыт, ко­то­рый от­расль при­об­ре­ла, уст­ра­няя ее пос­лед­ст­вия, по су­ти, от­кры­ли но­вую стра­ни­цу в ис­то­рии гид­ро­э­нер­ге­ти­ки. После горь­ко­го уро­ка 2009 го­да на без­опас­ность все­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­цес­са при­шлось по­смот­реть дру­ги­ми гла­за­ми. «По ре­зуль­та­там со­бы­тий пя­ти­лет­ней дав­нос­ти сде­ла­ны очень се­рьез­ные вы­во­ды, и са­мые важ­ные— по на­деж­нос­ти и без­опас­нос­ти, а так­же по но­вым стан­дар­там ка­че­ст­ва ра­бо­ты всех гидроэлектро­стан­ций РФ. В эти стан­дар­ты вне­се­но око­ло со­тни из­ме­не­ний,— со­об­щил в хо­де празд­нич­ной це­ре­мо­нии на СШГЭС ру­ко­во­ди­тель «Рус­Гид­ро» Ев­ге­ний Дод.— У нас зна­чи­тель­но улуч­ши­лась на­деж­ность, и мы уве­ре­ны, что стан­ции бу­дут де­ся­ти­ле­тия ра­бо­тать ка­че­ст­вен­но и без­опас­но».

Учи­ты­вая раз­ме­ры Сая­но-Шу­шен­ской ГЭС и мас­шта­бы катас­тро­фы, прак­ти­чес­ки пол­нос­тью унич­то­жив­шей ос­нов­ное обо­ру­до­ва­ние стан­ции и на­по­ло­ви­ну раз­ру­шив­шей ма­шин­ный зал, пять лет на пол­ное вос­ста­нов­ле­ние с глу­бо­кой мо­дер­ни­за­цией— срок бес­пре­це­дент­но ма­лый. Перед пе­тер­бург­ски­ми ма­ши­но­стро­и­те­лями бы­ла по­став­ле­на пер­во­о­че­ред­ная за­да­ча— в крат­чай­шие сро­ки из то­го, что ос­та­лось, «со­брать» и за­пус­тить че­ты­ре бло­ка— ведь Си­би­ри ост­ро нуж­на бы­ла сая­но-шу­шен­ская энер­гия. Это бы­ло сде­ла­но уже в 2010 го­ду. Кро­ме то­го, в рам­ках пя­ти­лет­ней мо­дер­ни­за­ции стан­ции «Си­ло­вые ма­ши­ны» до­лжны бы­ли раз­ра­бо­тать, спро­ек­ти­ро­вать, из­го­то­вить, до­ста­вить и ус­та­но­вить на СШГЭС но­вое обо­ру­до­ва­ние.

По кон­трак­ту сто­и­мос­тью 11,7 млрд руб­лей, на пе­тер­бург­ском пред­при­ятии бы­ли из­го­тов­ле­ны де­сять гид­ро­тур­бин (вес ра­бо­че­го ко­ле­са— 145 тонн, диа­метр по­чти 7 м) в комп­лек­те с гид­ро­ге­не­ра­то­рами (диа­метр— 17,5 м, вес 1847 тонн) и вспо­мо­га­тель­ным обо­ру­до­ва­ни­ем.

«Это был один из при­ори­тет­ных про­ек­тов для на­шей ком­па­нии за пос­лед­ние го­ды,— рас­ска­зы­ва­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Си­ло­вых ма­шин» Игорь Кос­тин.— Мы са­ми се­бе до­ка­за­ли, что спо­соб­ны про­из­во­дить столь слож­ную про­дук­цию с за­дан­ным ка­че­ст­вом, со­блю­дая са­мые жест­кие ди­рек­тив­ные сро­ки. Экс­плу­а­та­ци­он­ные ха­рак­те­рис­ти­ки, ко­то­рые уже под­тверж­де­ны ре­зуль­та­та­ми ис­пы­та­ний, оп­рав­да­ли са­мые луч­шие ожи­да­ния за­каз­чи­ка. Да и на­ши то­же».

«Хо­ро­шие по­лу­чи­лись тур­би­ны,— при­зна­ет ге­не­раль­ный кон­струк­тор «Си­ло­вых ма­шин» Вла­ди­мир Де­мья­нов.— У них уро­вень шу­ма и виб­ра­ции в ра­зы мень­ше, чем у пред­шест­вен­ни­ков. Диа­па­зон ре­гу­ли­ро­ва­ния уве­ли­чил­ся на 30%— и я впол­не до­пус­каю, что этот по­ка­за­тель еще улуч­шит­ся по ре­зуль­та­там даль­ней­ших ис­пы­та­ний (по кон­трак­ту, мы до­лжны комп­лекс­но про­ве­рить ма­ши­ны в те­че­ние пол­но­го го­да, на всех на­по­рах во­ды— эти ра­бо­ты за­вер­шат­ся в ап­ре­ле 2015 го­да). КПД вы­рос при­мер­но на пол­то­ра про­цен­та— до 96,6— для гидро­стан­ции это очень много, близ­ко к пре­де­лу на­сы­ще­ния. Срок служ­бы обо­ру­до­ва­ния уве­ли­чил­ся с 25— 30 до 40 лет».

В сая­но-шу­шен­ские гид­ро­агре­га­ты пе­тер­бург­ские ма­ши­но­стро­и­те­ли вло­жи­ли мас­су ин­но­ва­ций. Для из­го­тов­ле­ния ра­бо­че­го ко­ле­са и ло­па­ток на­прав­ля­ю­ще­го ап­па­ра­та ис­поль­зо­ва­ли но­вую не­ржа­вею­щую сталь. Из­ме­ни­ли фор­му про­точ­ной час­ти тур­би­ны, от­че­го не толь­ко по­вы­си­лась ее эф­фек­тив­ность, но и в пол­то­ра ра­за уве­ли­чи­лась жест­кость крыш­ки...

Но глав­ное— стан­цией те­перь уп­рав­ля­ют не лю­ди, а авто­ма­ти­ка. Уни­каль­ная раз­ра­бот­ка «Си­ло­вых ма­шин»— авто­ма­ти­чес­кая сис­те­ма мо­ни­то­рин­га и уп­рав­ле­ния ра­бо­той гид­ро­агре­га­тов. Каж­дый из них ос­на­щен со­тня­ми дат­чи­ков, ин­фор­ма­ция с ко­то­рых об­ра­ба­ты­ва­ет­ся сис­те­мой уп­рав­ле­ния. В слу­чае от­кло­не­ний в ра­бо­те гид­ро­агре­га­та от ра­бо­чих пара­мет­ров она само­сто­я­тель­но пре­кра­ща­ет по­ступ­ле­ние во­ды и ос­та­нав­ли­ва­ет его ра­бо­ту. «Этот круп­ней­ший про­ект авто­ма­ти­за­ции гидроэлектро­стан­ции не име­ет ана­ло­гов в ми­ре. Сис­те­ма мо­ни­то­рин­га энер­го­о­бо­ру­до­вания стан­ции име­ет важ­ней­шую цель— обес­пе­чить его без­опас­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние»,— ком­мен­ти­ру­ет Игорь Кос­тин.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5343) от 19.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.