Сила воды, сила людей

Ма­шин­ный зал Сая­но-Шу­шен­ской ГЭС чем-то на­по­ми­на­ет со­вре­мен­ный круп­ный аэро­вок­зал в мо­мент меж­рей­со­во­го за­ти­шья. Пус­тын­ные бело­мра­мор­ные про­с­тран­ст­ва, свет, ши­ро­ким по­то­ком лью­щий­ся че­рез сплош­ное остек­ле­ние одной из стен, много­чис­лен­ные шка­фы с авто­ма­ти­кой и эк­ра­на­ми, от­сле­жи­ваю­щие ра­бо­чие про­цес­сы на тур­би­нах, сдер­жан­ный и ка­кой-то от­стра­нен­ный гул спря­тан­ных под ог­ром­ны­ми сталь­ны­ми дис­ка­ми ма­шин, пре­вра­ща­ю­щих ени­сей­скую мощь в элект­ро­э­нер­гию. Это «па­рад­ная», ви­ди­мая часть стан­ции. Тех­но­ло­ги­чес­кий про­цесс на­деж­но уп­ря­тан под бе­тон­ной тол­щей самой вы­со­кой в Рос­сии пло­ти­ны, а так­же в не­драх ма­шин­но­го за­ла, ку­да ве­дут кру­тые сталь­ные лест­нич­ки для пер­со­на­ла— опе­ра­то­ров, ре­монт­ни­ков, тур­би­нис­тов...

Сила воды, сила людей | ФО­ТО Сер­гея СА­ВОС­ТЬЯ­НО­ВА/ТАСС<br>Пло­ти­на Сая­но-Шу­шен­ской— са­мая вы­со­кая в Рос­сии.

ФО­ТО Сер­гея СА­ВОС­ТЬЯ­НО­ВА/ТАСС
Пло­ти­на Сая­но-Шу­шен­ской— са­мая вы­со­кая в Рос­сии.

Много­лю­дья, не­смот­ря на раз­ме­ры самой мощ­ной в стра­не ГЭС со штат­ной чис­лен­нос­тью око­ло 400 че­ло­век, мы здесь не уви­де­ли. В каж­дой 12-ча­со­вой сме­не клю­че­вых фи­гур— чуть бо­лее де­сят­ка: за гид­ро­агре­га­та­ми при­смат­ри­ва­ют чет­ве­ро ин­же­не­ров-опе­ра­то­ров, еще шес­те­ро— на пуль­те уп­рав­ле­ния, один на греб­не пло­ти­ны.

И кар­тин­ка, ко­то­рую мно­гие да­ле­кие от гид­ро­э­нер­ге­ти­ки лю­ди преж­де все­го пред­став­ля­ют се­бе, ког­да речь за­хо­дит о ГЭС,— ко­лос­саль­ные ки­пя­щие во­до­па­ды, низ­вер­гаю­щие­ся с вы­со­ты по ог­ром­ным ка­мен­ным сту­пе­ням к ниж­не­му бье­фу, как ока­за­лось, име­ет к про­из­вод­ст­ву энер­гии весь­ма опос­ре­до­ван­ное от­но­ше­ние. Это все­го лишь во­до­сбро­сы, ре­гу­ли­рую­щие рас­ход во­ды в по­ло­во­дье и не даю­щие во­до­хра­ни­ли­щу пере­пол­нить­ся. В пред­зи­мье бе­ре­го­вой во­до­сброс СШГЭС, спо­соб­ный про­пус­тить че­рез два ки­ло­мет­ро­вых тон­нель­ных ка­на­ла па­ру Ни­а­гар­ских во­до­па­дов— 4 тыс. ку­бо­мет­ров во­ды в се­кун­ду, пере­крыт, экс­плу­а­та­ци­он­ный во­до­сброс (до 11,7 ты­ся­чи ку­бов в се­кун­ду) так­же внеш­не тих и спо­ко­ен. О том, что стан­ция жи­вет и тру­дит­ся, сви­де­тель­ст­ву­ет лишь не­смол­кае­мый на­пря­жен­ный гул от но­во­го рас­пре­де­ли­тель­но­го уст­рой­ст­ва КРУЭ-500 кВ и се­ти вы­со­ко­вольт­ных ли­ний. Не­сколь­ко ра­бо­чих у под­но­жия сте­ны, сло­жен­ной из 9 млн тонн бе­то­на, ка­жут­ся му­ра­вья­ми. В це­лом же в ог­ром­ной ча­ше кот­ло­ви­ны, пере­го­ро­жен­ной пло­ти­ной, без­люд­но.

То, что в мо­мент катас­тро­фы 17 ав­гус­та 2009 го­да на Сая­но-Шу­шен­ской ГЭС по­гиб­ли так много лю­дей— 75 че­ло­век,— мож­но объ­яс­нить не­счаст­ли­вым сте­че­ни­ем об­сто­я­тельств. Шли ак­тив­ные ре­монт­ные ра­бо­ты. Кро­ме штат­ных энер­ге­ти­ков в маш­за­ле на­хо­ди­лись не­мало ра­бот­ни­ков под­ряд­ных ор­га­ни­за­ций и про­че­го об­слу­жи­ва­ю­ще­го пер­со­на­ла, мно­гие— ниже уров­ня за­топ­ле­ния.

Сей­час да­же труд­но во­об­ра­зить, как все тог­да про­ис­хо­ди­ло... Как по­то­ком ле­дя­ной во­ды (тем­пе­ра­ту­ра всег­да— плюс 4 гра­ду­са) со­рва­ло крыш­ку тур­би­ны # 2 и много­тон­ный гид­ро­агре­гат вы­бро­си­ло из его «ко­лод­ца» на трех­мет­ро­вую вы­со­ту— буд­то проб­ку из бу­тыл­ки. Как во­да во­рва­лась в зал, сме­тая все на своем пу­ти, и в ми­ну­ту за­то­пи­ла его. Как ко­лос­саль­ной си­лы уда­ром это­го цу­на­ми сно­сит стек­лян­ную сте­ну и часть кры­ши, как кро­шит и скру­чи­ва­ет в уз­лы ме­тал­ло­кон­струкции. Не­сколь­ко спо­ло­хов от ко­рот­ких за­мы­ка­ний— и ава­рий­ная стан­ция пол­нос­тью обес­то­че­на. Во­семь че­ло­век, ока­зав­ших­ся на верх­них уров­нях за­ла, по бес­ко­неч­ной лест­ни­це в те­ле пло­ти­ны в пол­ной тем­но­те уст­рем­ля­ют­ся на 245-мет­ро­вую вы­со­ту— бо­лее полу­со­тни эта­жей. Спе­шат на гре­бень, что­бы вруч­ную опус­тить за­движ­ки, пере­крыв по­ступ­ле­ние во­ды на тур­би­ны, а по­том от­крыть во­до­сброс— ина­че близ­ко­му по­сел­ку энер­ге­ти­ков Че­ре­муш­ки и дру­гим на­се­лен­ным пунк­там ниже по те­че­нию Ени­сея гро­зит за­топ­ле­ние...

Они это сде­ла­ли. Спас­ли от бе­ды ты­ся­чи зем­ля­ков. И удос­то­и­лись са­мых бур­ных ова­ций на це­ре­мо­нии на­граж­де­ния тех, кто вос­ста­нав­ли­вал СШГЭС, 12 но­яб­ря 2014 года— в день, ког­да пос­лед­ний гид­ро­агре­гат в тор­же­ст­вен­ной об­ста­нов­ке был пу­щен в экс­плу­а­та­цию. Это был тот са­мый бо­лее всех по­стра­дав­ший «вто­рой но­мер», с ко­то­ро­го и на­ча­лась круп­ней­шая в ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной гид­ро­­э­нер­ге­ти­ки ава­рия.

2TASS_8387717.jpgВос­ста­нов­ле­ние и мо­дер­ни­за­ция стан­ции, длив­шие­ся пять лет, за­вер­ше­ны.

Это ста­ло со­бы­ти­ем не толь­ко для ра­бот­ни­ков ГЭС, но и для энер­ге­ти­ков дру­гих ре­ги­о­нов, ма­ши­но­стро­и­те­лей, до­рож­ни­ков и стро­ите­лей, так­же при­ни­мав­ших в этом де­ле учас­тие. «Те­перь Сая­но-Шу­шен­ская ГЭС ста­ла одной из луч­ших в ми­ре»,— под­черк­нул пре­зи­дент Вла­ди­мир Пу­тин, из При­мо­рья по ви­део­свя­зи да­вая ко­ман­ду о на­ча­ле ра­бо­ты гид­ро­агре­га­та # 2.

Ра­зу­ме­ет­ся, в чис­ле при­гла­шен­ных на тор­же­ст­во и на­граж­ден­ных за опе­ра­тив­ную и ка­че­ст­вен­ную ра­бо­ту бы­ли пред­ста­ви­те­ли пе­тер­бург­ских «Си­ло­вых ма­шин»— пред­при­ятия, из­го­то­вив­ше­го и по­ста­вив­ше­го на СШГЭС ос­нов­ное энер­го­о­бо­ру­до­вание.

За тем, как тур­би­на на­би­ра­ет обо­ро­ты, как быст­ро и ров­но рас­тут по­ка­за­те­ли ее мощ­нос­ти, на боль­шом эк­ра­не в ма­шин­ном за­ле СШГЭС на­блю­да­ли ра­бот­ни­ки стан­ции и много­чис­лен­ные гос­ти— про­ек­ти­ров­щи­ки, под­ряд­чи­ки, по­став­щи­ки, жур­на­лис­ты. В пол­ной ти­ши­не и то­же перед эк­ра­на­ми— в за­ле ДК «Энер­ге­тик» и на глав­ной пло­ща­ди по­сел­ка Че­ре­муш­ки— ис­то­ри­чес­кий мо­мент пере­жи­ва­ли ты­ся­чи его жи­те­лей. Для них этот празд­ник всег­да бу­дет со сле­за­ми на гла­зах, ведь тра­ге­дия, в ко­то­рой по­гиб­ли лю­ди, так или ина­че за­тро­ну­ла здесь ед­ва ли не каж­дую се­мью.

Вос­ста­нов­ле­ние стан­ции— это не про­сто воз­вра­ще­ние в строй глав­но­го для всей энер­го­сис­те­мы Си­би­ри «бой­ца» ус­та­нов­лен­ной мощ­нос­тью 6400 МВт, вы­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го в год в сред­нем око­ло 23,5 млрд кВт/ч элект­ро­­э­нер­гии. И не толь­ко за­вер­ше­ние про­ек­та сто­и­мос­тью 41 млрд руб­лей, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли ты­ся­чи лю­дей и де­сят­ки пред­при­ятий.

И да­же уве­рен­ность в том, что те­перь улуч­шит­ся ра­бо­та всей энер­го­сис­те­мы стра­ны, то­же, по­жа­луй, не глав­ное.

Сая­но-шу­шен­ская ава­рия и опыт, ко­то­рый от­расль при­об­ре­ла, уст­ра­няя ее пос­лед­ст­вия, по су­ти, от­кры­ли но­вую стра­ни­цу в ис­то­рии гид­ро­э­нер­ге­ти­ки. После горь­ко­го уро­ка 2009 го­да на без­опас­ность все­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­цес­са при­шлось по­смот­реть дру­ги­ми гла­за­ми. «По ре­зуль­та­там со­бы­тий пя­ти­лет­ней дав­нос­ти сде­ла­ны очень се­рьез­ные вы­во­ды, и са­мые важ­ные— по на­деж­нос­ти и без­опас­нос­ти, а так­же по но­вым стан­дар­там ка­че­ст­ва ра­бо­ты всех гидроэлектро­стан­ций РФ. В эти стан­дар­ты вне­се­но око­ло со­тни из­ме­не­ний,— со­об­щил в хо­де празд­нич­ной це­ре­мо­нии на СШГЭС ру­ко­во­ди­тель «Рус­Гид­ро» Ев­ге­ний Дод.— У нас зна­чи­тель­но улуч­ши­лась на­деж­ность, и мы уве­ре­ны, что стан­ции бу­дут де­ся­ти­ле­тия ра­бо­тать ка­че­ст­вен­но и без­опас­но».

Учи­ты­вая раз­ме­ры Сая­но-Шу­шен­ской ГЭС и мас­шта­бы катас­тро­фы, прак­ти­чес­ки пол­нос­тью унич­то­жив­шей ос­нов­ное обо­ру­до­ва­ние стан­ции и на­по­ло­ви­ну раз­ру­шив­шей ма­шин­ный зал, пять лет на пол­ное вос­ста­нов­ле­ние с глу­бо­кой мо­дер­ни­за­цией— срок бес­пре­це­дент­но ма­лый. Перед пе­тер­бург­ски­ми ма­ши­но­стро­и­те­лями бы­ла по­став­ле­на пер­во­о­че­ред­ная за­да­ча— в крат­чай­шие сро­ки из то­го, что ос­та­лось, «со­брать» и за­пус­тить че­ты­ре бло­ка— ведь Си­би­ри ост­ро нуж­на бы­ла сая­но-шу­шен­ская энер­гия. Это бы­ло сде­ла­но уже в 2010 го­ду. Кро­ме то­го, в рам­ках пя­ти­лет­ней мо­дер­ни­за­ции стан­ции «Си­ло­вые ма­ши­ны» до­лжны бы­ли раз­ра­бо­тать, спро­ек­ти­ро­вать, из­го­то­вить, до­ста­вить и ус­та­но­вить на СШГЭС но­вое обо­ру­до­ва­ние.

По кон­трак­ту сто­и­мос­тью 11,7 млрд руб­лей, на пе­тер­бург­ском пред­при­ятии бы­ли из­го­тов­ле­ны де­сять гид­ро­тур­бин (вес ра­бо­че­го ко­ле­са— 145 тонн, диа­метр по­чти 7 м) в комп­лек­те с гид­ро­ге­не­ра­то­рами (диа­метр— 17,5 м, вес 1847 тонн) и вспо­мо­га­тель­ным обо­ру­до­ва­ни­ем.

«Это был один из при­ори­тет­ных про­ек­тов для на­шей ком­па­нии за пос­лед­ние го­ды,— рас­ска­зы­ва­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Си­ло­вых ма­шин» Игорь Кос­тин.— Мы са­ми се­бе до­ка­за­ли, что спо­соб­ны про­из­во­дить столь слож­ную про­дук­цию с за­дан­ным ка­че­ст­вом, со­блю­дая са­мые жест­кие ди­рек­тив­ные сро­ки. Экс­плу­а­та­ци­он­ные ха­рак­те­рис­ти­ки, ко­то­рые уже под­тверж­де­ны ре­зуль­та­та­ми ис­пы­та­ний, оп­рав­да­ли са­мые луч­шие ожи­да­ния за­каз­чи­ка. Да и на­ши то­же».

«Хо­ро­шие по­лу­чи­лись тур­би­ны,— при­зна­ет ге­не­раль­ный кон­струк­тор «Си­ло­вых ма­шин» Вла­ди­мир Де­мья­нов.— У них уро­вень шу­ма и виб­ра­ции в ра­зы мень­ше, чем у пред­шест­вен­ни­ков. Диа­па­зон ре­гу­ли­ро­ва­ния уве­ли­чил­ся на 30%— и я впол­не до­пус­каю, что этот по­ка­за­тель еще улуч­шит­ся по ре­зуль­та­там даль­ней­ших ис­пы­та­ний (по кон­трак­ту, мы до­лжны комп­лекс­но про­ве­рить ма­ши­ны в те­че­ние пол­но­го го­да, на всех на­по­рах во­ды— эти ра­бо­ты за­вер­шат­ся в ап­ре­ле 2015 го­да). КПД вы­рос при­мер­но на пол­то­ра про­цен­та— до 96,6— для гидро­стан­ции это очень много, близ­ко к пре­де­лу на­сы­ще­ния. Срок служ­бы обо­ру­до­ва­ния уве­ли­чил­ся с 25— 30 до 40 лет».

В сая­но-шу­шен­ские гид­ро­агре­га­ты пе­тер­бург­ские ма­ши­но­стро­и­те­ли вло­жи­ли мас­су ин­но­ва­ций. Для из­го­тов­ле­ния ра­бо­че­го ко­ле­са и ло­па­ток на­прав­ля­ю­ще­го ап­па­ра­та ис­поль­зо­ва­ли но­вую не­ржа­вею­щую сталь. Из­ме­ни­ли фор­му про­точ­ной час­ти тур­би­ны, от­че­го не толь­ко по­вы­си­лась ее эф­фек­тив­ность, но и в пол­то­ра ра­за уве­ли­чи­лась жест­кость крыш­ки...

Но глав­ное— стан­цией те­перь уп­рав­ля­ют не лю­ди, а авто­ма­ти­ка. Уни­каль­ная раз­ра­бот­ка «Си­ло­вых ма­шин»— авто­ма­ти­чес­кая сис­те­ма мо­ни­то­рин­га и уп­рав­ле­ния ра­бо­той гид­ро­агре­га­тов. Каж­дый из них ос­на­щен со­тня­ми дат­чи­ков, ин­фор­ма­ция с ко­то­рых об­ра­ба­ты­ва­ет­ся сис­те­мой уп­рав­ле­ния. В слу­чае от­кло­не­ний в ра­бо­те гид­ро­агре­га­та от ра­бо­чих пара­мет­ров она само­сто­я­тель­но пре­кра­ща­ет по­ступ­ле­ние во­ды и ос­та­нав­ли­ва­ет его ра­бо­ту. «Этот круп­ней­ший про­ект авто­ма­ти­за­ции гидроэлектро­стан­ции не име­ет ана­ло­гов в ми­ре. Сис­те­ма мо­ни­то­рин­га энер­го­о­бо­ру­до­вания стан­ции име­ет важ­ней­шую цель— обес­пе­чить его без­опас­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние»,— ком­мен­ти­ру­ет Игорь Кос­тин.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5343) от 19.11.2014.


Комментарии