Шумят паруса «Крузенштерна»

Красавец четырехмачтовый барк вчера утром в последний раз ошвартовался у набережной Лейтенанта Шмидта. В последний раз здесь сошлись человек и пароход... Бронзовый флотоводец Иван Федорович Крузенштерн и названный его именем легендарный парусник.

Шумят паруса «Крузенштерна»  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Торжественную церемонию встречи парусника, возвратившегося из многомесячного плавания, глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков предложил начать с минуты молчания в знак памяти по погибшим в авиакатастрофе на Синайском полуострове. Стоявшие в парадном строю мужественные люди, привыкшие бороться с коварной и необузданной стихией, сняли фуражки, склонили головы...

«Крузенштерн» зашел в Неву вчера рано утром, без шума и помпы, без оркестра на набережной и стоящих на реях курсантов. Вряд ли сейчас были бы уместны парадные фанфары. Хотя парусник их, конечно, заслужил. В День народного единства барк торжественно завершил один из своих самых знаковых проектов – международную историко-мемориальную экспедицию парусников Федерального агентства по рыболовству, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Грандиозное плавание началось 24 февраля в Калининграде, где располагается Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота. На борту судна находились 120 ее курсантов, уходивших на практику. В конце апреля, преодолев Гибралтарский пролив, Средиземное и Черное моря, сделав заходы в порты пяти стран, «Крузенштерн» прибыл в Сочи.

Следующий состав практикантов пошел обратным путем, но гораздо более сложным. Встретив День Победы в Севастополе и «отметившись» в Испании и Франции, парусник пошел на север, в столицу Исландии Рейкьявик. Потом, обогнув Скандинавский полуостров, прибыл в Мурманск, а оттуда – в Архангельск, и только потом уже вернулся в Калининград. Но ненадолго.

Через неделю «Крузенштерн» поднял паруса и уже с третьим составом курсантов пошел вокруг Европы, снова через Гибралтар, до израильской Хайфы, а на обратном пути посетил марокканский Агадир. Всего за одну навигацию, включившую три учебных рейса, «Крузенштерн» побывал в 11 государствах, 16 иностранных и 7 российских портах. В общей сложности парусник преодолел более 29 тысяч морских миль.

Плавание под парусом для современного мальчишки, привыкшего чаще всего «путешествовать» лишь на просторах Интернета, – испытание не из легких. Проверка сил физических и душевных. Испытание на верность избранной профессии. Авралы, штормы, ледяная вода и пронизывающий ветер – полный набор разнообразного экстрима. Параллельно с этим – учеба, которую никто не отменял. Занятия в учебных классах, зачеты и экзамены.

А это плавание включало еще и мощную «идеологическую составляющую». На палубе – выставка, посвященная Великой Победе. В портах, где швартовался парусник, – встречи с ветеранами войны. Но и поток простых посетителей не иссякал – только в Севастополе за три дня здесь побывали 45 тысяч человек. А в Монте-Карло и Бремерхафене на борт поднялись потомки великого Ивана Крузенштерна.

Парусник – живая история. Построенный в 1926 году в Германии, он ныне остался единственным «живым» судном из 11, составивших знаменитую серию «П» (названия каждого из них начинались с этой буквы). Сверхпрочная крупповская сталь, уникальные мачты и заклепки – таких уже не делают и не сделают никогда. Доставшееся нам по репарации грузовое судно было переделано в учебное и уже почти 70 лет бороздит моря и океаны с курсантами на борту. В активе судна – немереное количество наград за победы в самых престижных мировых гонках, две кругосветки, трансатлантическое плавание...

В Петербурге он бывал не раз. Морская столица России всегда встречает его с восторгом. А наш знаменитый бард Александр Городницкий посвятил ему одну из лучших своих песен. Помните: «Пока паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой»...

Сегодня и завтра можно будет подняться на борт. А послезавтра парусника уже не будет – уйдет в родной Калининград. Конечно, он к нам не раз еще вернется. Правда, в Неву уже больше не зайдет – помешает новый мост.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5580) от 05.11.2015.


Комментарии