Школа нашего времени. Началась реставрация здания Николаевского кавалерийского училища

Началась реставрация памятника архитектуры — здания Николаевского кавалерийского училища на Лермонтовском проспекте, 54, где разместится общеобразовательная школа. Такого рода работа (завершить ее планируется в июле 2024 года) проводится впервые в ленинградской-петербургской практике приспособления объектов культурного наследия для современного использования.

Школа нашего времени. Началась реставрация здания Николаевского кавалерийского училища | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дети придут за знаниями

«Санкт-Петербургские ведомости» в номере от 6 февраля сообщали, что Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на проект реставрации и приспособления этого здания на Лермонтовском проспекте для школы на одну тысячу учащихся. «Пришлось сильно напрячься, чтобы соблюсти все требования, обязательные для современной школы», — рассказывает Игорь Пасечник, архитектор-реставратор, руководитель компании, которая разрабатывала проект.

Единственное послабление, допустимое при проектировании школ в исторической застройке, в том, что площадь территории учебного заведения в этом случае может быть немного меньше, чем у аналогичной школы в новостройках. «Мы запроектировали во дворе две открытые спортивные площадки, беговую дорожку длиной 60 метров, а также отдельно стоящий двухэтажный спортивный комплекс с бассейном и спортзалом. Его не будет видно ни со стороны Лермонтовского проспекта, ни со стороны набережной Обводного канала», — говорит Пасечник.

Николаевское2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


По словам Сергея Мамошина, представителя строителей, «значимость этого проекта — в восстановлении первоначальной просветительской функции объекта. Спустя век в здании Николаевского кавалерийского училища вновь будут получать знания. Школа не просто сохранит исторический облик, но станет тем местом, где детям хочется проводить свободное время, играть и общаться».

Двуглавый орел на фасаде

К разговору подключается Кирилл Степанов, руководитель проектной группы. Рассматривая исторические справки, архивные чертежи и фотографии, он рассказывает, что здание пережило шесть строительных периодов. Первый относится к 1819 – 1824 годам, когда по проекту инженера Вильгельма Треттера — автора петербургских висячих мостов — был сооружен главный корпус Военно-строительной и кондукторской школы путей сообщения. Потом были расширения для школы гвардейских подпрапорщиков и Николаевского кавалерийского училища. Последняя пристройка сделана в 1979 – 1982 годах для завода радиотехнического оборудования. «В нашем проекте нет строительства мансард и откапывания подвалов для увеличения площади здания, — комментирует Степанов, — к существующим 12 тысячам квадратных метров полезной площади здания мы добавляем только три тысячи «квадратов» за счет нового спорткомплекса».

Самые ценные помещения в историческом здании — двухмаршевая парадная лестница и церковь Сошествия Святого Духа, построенные в первой трети XIX века, а также Белый, или Актовый, зал, появившийся в самом конце того же столетия.

Главный вход и парадная лестница находятся посередине центрального корпуса. В школе сохранится назначение этого входа как главного и лестницы как основной. На фасаде будет отреставрирован чугунный балкон, украшенный головами львов и змей, советский герб заменят на исторического двуглавого орла.

Церковный зал станет рекреационным. По нормам, его нельзя использовать иначе, не возводя пристроек, которые нарушили бы архитектурный облик здания-памятника. Актовый зал будет использоваться по своему первоначальному назначению.

Интересуюсь у Пасечника и Степанова, как быть с требованием по установке забора вокруг школы, если к главному входу примыкает Лермонтовский сквер с памятником поэту. Проектировщики поясняют, что еще предстоит найти оптимальное решение. Когда‑то существовала ограда сквера вдоль тротуара по Лермонтовскому проспекту, она видна на снимках конца 1930‑х — начала 1960‑х годов. Но сейчас сквер должен быть общедоступным, поэтому воссоздание ограды не решит проблему. Возможно, придется строить ограждение на проезде вдоль здания — до последнего времени это место использовалось как парковка.

Торжество ампира

В самом здании Николаевского кавалерийского училища нашим гидом стала Наталья Широкова, ведущий архитектор проекта. Начинаем с парадной лестницы, перекрытой кирпичными сводами, которые опираются на чугунные колонны. Колонны покрыты многочисленными слоями краски общей толщиной до 5 мм, предполагается на небольшом участке музеефицировать все слои. В ходе обследований под мраморными ступенями советского периода обнаружены подлинные ступени из известняка, лестнице вернут исторический облик. Литые чугунные ограждения также очистят и восполнят утраты. Расчистки от штукатурки показали: подпорные стенки лестниц выполнены из того же известняка, что и цоколь здания.

Николаевское3_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


На площадке второго этажа реставраторы обнаружили, что нынешние базы чугунных колонн — поздняя имитация, выполненная из цементного раствора, когда поднимали уровень пола. Под современным паркетом обнаружены подлинные чугунные литые базы, они сборные и одевались на колонны. На площадке третьего этажа найден подлинный паркет, уложенный так называемой косой шашкой. После того как уровень пола будет понижен до исторических отметок, по этому рисунку воссоздадут паркет. Такой же был в Церковном зале, его уложат по лестничному образцу.

Важная деталь — на лестничных площадках будут сохранены деревянные балки. Во-первых, это предмет охраны, во‑вторых, при их замене металлом сильно возрастут нагрузки на кирпичные своды.

Заходим в Церковный зал. Здесь торжествует ампир, но не без утрат. Как пояснила Наталья Широкова, в начале ХХ века деревянный купол храма заменили бетонным. Тогда исчезли изображения евангелистов на «парусах», известные по старым фото. Еще будут расчистки, но вряд ли что‑то найдется из росписей. Пока при обследовании нашли на деревянных балках автографы корнетов — непонятно, зачем они забирались на верхотуру…

По некоторым старинным описаниям, стены и колонны были отделаны искусственным мрамором в духе высокого классицизма. «Пока расчистки не показали следов этой дорогой отделки. Но если найдем, то постараемся их музеефицировать», — поясняет Широкова.

На первом этаже под церковным залом находился зал для фехтования с двумя рядами чугунных колонн. Они не сохранились, теперь это помещение займет школьный гардероб.

Николаевское5_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Выходим на улицу, чтобы посмотреть на большой гипсовый горельеф с изображением Георгия Победоносца. Он был выполнен по эскизу известного скульптора Игоря Крестовского в память о кавалеристах, погибших во время Первой мировой войны. Отсюда очень редкая натурная датировка «1914 – 1917» на фасаде. Широкова поясняет, что визуально горельеф выглядит хорошо, но точно определить его истинное состояние позволят расчистки.

Подсказка от Карла Буллы

Чтобы попасть в Белый зал, двигаемся по длинному коридору основного корпуса с классами по обеим сторонам. Казалось бы, рядовое учебное пространство. Были залы для занятий кавалеристов, станут классы физики и биологии для школьников. Но и здесь все не просто. Когда реставраторы сняли со стен штукатурку, то обнаружили, что дверные проемы находились в других местах. Так что теперь двери вернут на исторические места.

Белый зал встречает нас вывесками «кухни», «детские спальни», «шкафы-купе» — следы пребывания в этих стенах мебельной ярмарки. Но такое ретро реставраторам малоинтересно. Зато они выяснили, что две кирпичные колонны установлены прямо на паркет. Вероятно, в 1930‑е годы колонны потребовались для расширения балкона и переоборудования его в кинобудку. Теперь их уберут, а балкон будет воссоздан в прежнем виде — благо он виден на фотографиях Карла Буллы, сделанных в январе 1918 года во время I Всероссийского съезда профсоюзов. Планшет сцены уменьшат, чтобы открыть весь декор зала, подлинный дубовый паркет придется заменить, поскольку он был уложен на битумную мастику, не проходящую по современным нормам.

Под Белым залом находится пространство с эффектной аркадой и чугунными колоннами — все подлинное, конца XIX века. Здесь разместится школьная столовая. «Рядом находится стена, которая двести лет назад была внешней. При расчистке мы обнаружили там один из ранних слоев окраски охристым цветом. Теперь он поможет подобрать цвет фасадов. Возможно, часть стены удастся музеефицировать. Важно не только провести реставрацию, важно показать историю здания, такие детали помогают ее увидеть и понять», — завершает экскурсию Широкова.


#реставрация #архитектура #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7396) от 14.04.2023 под заголовком «Школа нашего времени».


Комментарии