Шаг к добру: в Петербурге проходит фестиваль «Трезвая волна»
Фестиваль приурочен к Всероссийскому дню трезвости, который празднуется ежегодно 11 сентября. Посвящен он популяризации духовных и традиционных ценностей, трезвого образа жизни и профилактике зависимостей. Впервые этот праздник стали отмечать в 1914 году по решению Священного Синода. Причем инициатива шла снизу, от народа. Церковь этот день традиционно отмечает особым воздержанием от алкоголя.
ФОТО Pixabay
Праздник существовал вплоть до революции 1917 года. Несмотря на то что советская власть с пьянством активно боролась, церковь в этой борьбе видеть в качестве союзника она тогда не желала. Традиция празднования была возрождена лишь в 2005 году. Инициатива была широко поддержана Министерством здравоохранения. С его участием, в частности, разрабатывается социальная реклама трезвого образа жизни, размещаемая на сайте www.трезвый-город.рф.
Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев с сожалением замечает, что к алкоголизму наше общество относится гораздо более терпимо, чем к наркомании. Что удивляться — за распространение наркотиков положена уголовная статья, а алкоголь свободно продается в магазинах. Возглавляемые Плетневым центр и благотворительная организация «Фавор» ликвидируют этот дисбаланс, занимаясь как профилактикой алкогольной зависимости, так и реабилитацией тех, кто ей подвержен.
— Реабилитация — дело добровольное, — говорит отец Максим. — А к нам, как правило, поступают люди не совсем мотивированные. Избавить их от зависимости больше хотят родственники. Мы стараемся всеми способами мотивацию сформировать. Иногда это получается, иногда нет. По статистике, в твердую трезвость уходят не более 50 % обратившихся. Остальные возвращаются обратно во мрак. Наша задача — создание духовно-терапевтического мира, где человек чувствует любовь. К сожалению, в обществе к таким людям, как правило, отношение отрицательное. Мы же относимся к ним как к глубоко несчастным. Чаще всего своим пороком они «обязаны» семье, где получили мощный опыт нелюбви. Этот опыт программирует их на разрушение себя и мира, в котором они живут. Мы знаем случаи, когда зависимость охватывает три поколения…
Религиозная составляющая — неотъемлемая часть проходящего фестиваля. В составе участников крестного хода, состоявшегося 12 сентября в честь годовщины перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, была и колонна трезвенников. А в минувшее воскресенье одно из мероприятий, включающее концертную программу, состоялось у храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в свое время построенного на средства людей, отказавшихся от алкоголя.
Дореволюционные традиции продолжает сегодня и православное общество трезвости Иоанна Чурикова. В следующем году оно будет отмечать 130 лет со дня создания. Несмотря на годы оголтелой борьбы с религией, своей деятельности «чуриковцы» не прекращали никогда. Трезвость передавалась от родителей к детям. Один из членов общества генеральный директор АО «Завод АТИ» Андрей Нечаев — трезвенник в четвертом поколении. Отказ от алкоголя считает одной из основ наших традиционных духовных ценностей.
— Я категорически не согласен с приклеенным к нашему городу ярлыком «В Питере — пить!», — заявляет он. — Петербург — основоположник мощного движения борьбы за трезвость. Могу по опыту сказать, что на фундаменте трезвости можно построить крепкую семью, сделать прекрасную карьеру и эффективно трудиться, принося пользу обществу. На нашем предприятии мы в течение 30 лет пропагандировали трезвый образ жизни. В 1990‑е годы буквально хватались за голову: где взять непьющих работников? Сейчас в результате проведенной работы ситуация кардинально изменилась — из 500 сотрудников никто не пьет. Новый человек, попадая в наш коллектив, оказывается в благотворном микроклимате, который просто заставляет его включаться в нашу трезвую жизнь. Разумеется, пример рядовым сотрудникам подает руководство. Мы все — абсолютные трезвенники. Мне 48 лет, и я не знаю вкуса алкоголя и табака.
Фестиваль, однако, не просто праздник и повод поговорить о своих достижениях, но и возможность выдвинуть какие‑то конструктивные предложения. Как считает Нечаев, один из главных факторов алкоголизации населения — доступность спиртного, которое сегодня фактически приравнено к другим пищевым продуктам. Витрины с этим товаром в магазинах почему‑то располагаются на самом видном месте, так, чтобы их нельзя было обойти. Уже в течение пяти лет «чуриковцы» борются за то, чтобы спиртные напитки из магазинов убрать и вынести их продажу в отдельные торговые точки. Лучше всего — за пределы населенных пунктов. Такой опыт есть в других странах. Увы, пока он у нас применения не находит. Между тем способность испытывать радость общения и веселиться без алкоголя — признак определенной культуры, которую нам, видимо, еще предстоит постичь.
Активными участниками фестиваля являются дети и молодежь. Какова ситуация с алкоголизацией молодежной среды? Начальник сектора социальных программ комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Петербурга Андрей Савченко настроен оптимистично. На основании проведенных социологических исследований, уверяет он, можно утверждать, что за последние десять лет тема здорового образа жизни приобретает все большую популярность. Собственно, это заметно и так — во множестве парков и на спортивных площадках огромное количество молодых людей занимаются спортом. Ежегодно в спортивных мероприятиях участвуют около 600 тысяч человек.
Одним из традиционных участников фестиваля является Пан.Театр (независимый режиссерский проект Юлии Паниной). Два года назад его труппа уже показывала там спектакль «Я есть». Это документальное повествование, написанное на основе биографии реального человека, который проходил реабилитацию по программе помощи «Фавор».
Сейчас театр представляет работу «Моя мать М», в 2020 году отмеченную премией «Золотой софит». Пьеса, также созданная на документальной основе, посвящена сложным взаимоотношениям в семье великой актрисы Марлен Дитрих. Как признает Мария Васильева, играющая в спектакле ее дочь (она, кстати, до сих пор жива), в центре исследования авторов постановки — клубок зависимостей, не только разрушающих этих двух женщин, но и губительно сказывающихся на всем их окружении.
— Когда мы задумывали этот спектакль, — рассказывает Мария, — мы хотели рассказать о любви и о прощении. Как и другие наши работы, он должен давать людям некую надежду. Мы неоднократно играли для участников программы помощи «Фавор», и хочу сказать, что это очень хороший, думающий и понимающий зритель. Надеемся, что в душах этих людей мы оставляем радостный след и чем‑то им помогаем.
Увы, современная массовая культура сплошь и рядом пропагандирует совсем иные ценности. Уже не говоря об Интернете, который порой действует на неустойчивую психику (особенно молодых людей) просто разрушительно. Можно ли как‑то противостоять этому губительному влиянию?
— Я однозначно за цензуру, — категорически заявляет отец Максим. — Мы пережили разные времена, в том числе и очень тяжелые. Но, несмотря на резко негативное отношение к религии в советские годы, та эпоха дала нам действительно великую культуру. А сейчас наступила эпоха потребления со всеми вытекающими последствиями. Распространение разного рода зависимостей — это результат установки на постоянное получение удовольствия. Массовая культура и СМИ должны вести людей к добру, так же, как это делает церковь.
Шаг к добру труден, но сделать его необходимо. Альтернативы нет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7503) от 18.09.2023 под заголовком «Шаг к добру».
Комментарии