Главная городская газета

Северным путем

  • 11.11.2016
  • Леонид Сидоров
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

На южном берегу: для петербуржцев благоустроили пляжную территорию

Несколько лет назад этот берег если не ужасал, то наводил на грустные мысли. ЧМ-2018 видоизменил как территорию, так и историю этого места. Подробно исследуем, как оно стало одной из лучших зон отдыха для петербуржцев. Читать полностью

Жилая застройка уничтожит привычную наб. Лейтенанта Шмидта

Над набережной Лейтенанта Шмидта поднялся лес подъемных кранов - здесь застраивают жильем территорию сталепрокатного завода. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 25 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Электродепо «Южное» достроили...
Смольный «завяжет» зеленый пояс...
Два по сто!..
И другие новости. Читать полностью

«Алые паруса»: праздник для миллионов

Ленинградцы, которые придумали, как сделать одну из самых коротких ночей в году по-настоящему сказочной для выпускников, вообразить не могли, какие масштабы их «Алые паруса» приобретут.... Читать полностью

День ВМФ в Кронштадте: личные авто не пропустят

Въезд в Кронштадт 29 июля на личных автомобилях будет запрещен. Как теперь добраться до города? Читать полностью

Четыре килограмма наркотиков пытались провезти в Петербург

Не только наркотики были изъяты у членов межрасовой преступной группы. Читать полностью
Северным путем | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

110 лет назад, в ноябре 1906 года, в Петербурге вышел первый ежегодник Общества архитекторов-художников (ОАХ), основанного тремя годами ранее выпускниками Академии художеств. В нем были впервые опубликованы три эскиза майоликовых вставок-фронтонов, нарисованные Николаем Рерихом для фасада доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице, 35.

Через год строительство здания по проекту Александра Гимпеля и Василия Ильяшева было завершено. Его украсили три фронтона над окнами второго этажа, а также фриз и девять майоликовых панно на пятом этаже. Позднее рериховские сюжеты панно на тему походов древнерусских воинов получили единое название «Северный путь». Его предложил искусствовед Александр Иванов, друг Рериха и один из первых исследователей творчества художника. Он и другие специалисты сходятся на том, что эскизы были созданы в 1905 году.

Фотографии дома как образца петербургского модерна попали во второй ежегодник ОАХ и в московский журнал «Золотое руно», внимательно следивший за всем новым в русском искусстве. Про еще одну публикацию, связанную с эскизами Рериха, нам рассказала Людмила Старилова, научный сотрудник РОСФОТО, которая водит экскурсии по дому 35. Изображения трех майоликовых вставок воспроизведены в редкой брошюре «Гельдвейн и Ваулин» 1910 года издания, посвященной одноименной керамической мастерской в Кикерине. Там говорится о том, что майоликовые панно для Большой Морской, 35, были первой крупной работой мастерской. Керамисты потратили много сил, чтобы на высоте 10 саженей (более 21 метра) передать задуманную Рерихом «гамму серовато-белых тонов».

Сейчас эти и другие, даже случайные, замечания важны и интересны, потому что неизвестно местонахождение большинства эскизов Рериха для доходного дома страхового общества «Россия». В 2009 году петербургский Музей-институт семьи Рерихов приобрел эскиз центрального панно. Он подписан автором, но не имеет ни датировки, ни названия. В 2014 году в частном собрании в США обнаружено два эскиза для левой и правой вставок на втором этаже.

Судьба самих панно сложилась драматично, они пережили блокаду, но к 1960-м годам пришли в аварийное состояние, их пришлось сбить. Работы по воссозданию проводились в 2009 году опытными реставраторами, но только по фотографиям и сохранившимся фрагментам. Им не были известны оригинальные эскизы Рериха.

И это не единственная загадка, которую таит замечательный дом на Большой Морской, 35. Специалисты спорят, является ли Рерих автором фриза на парадной лестнице и утраченного, предположительно в послевоенные времена, «панно со змием» на дворовом флигеле. Может быть, это были архитекторы Гимпель и Ильяшев? Или они придумывали сюжеты втроем?

Людмила Старилова не теряет надежды найти ответы на эти и другие вопросы в неисследованных документах, которые хранятся в архивах обеих столиц.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook