Северным путем

110 лет назад, в ноябре 1906 года, в Петербурге вышел первый ежегодник Общества архитекторов-художников (ОАХ), основанного тремя годами ранее выпускниками Академии художеств. В нем были впервые опубликованы три эскиза майоликовых вставок-фронтонов, нарисованные Николаем Рерихом для фасада доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице, 35.

Северным путем | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Через год строительство здания по проекту Александра Гимпеля и Василия Ильяшева было завершено. Его украсили три фронтона над окнами второго этажа, а также фриз и девять майоликовых панно на пятом этаже. Позднее рериховские сюжеты панно на тему походов древнерусских воинов получили единое название «Северный путь». Его предложил искусствовед Александр Иванов, друг Рериха и один из первых исследователей творчества художника. Он и другие специалисты сходятся на том, что эскизы были созданы в 1905 году.

Фотографии дома как образца петербургского модерна попали во второй ежегодник ОАХ и в московский журнал «Золотое руно», внимательно следивший за всем новым в русском искусстве. Про еще одну публикацию, связанную с эскизами Рериха, нам рассказала Людмила Старилова, научный сотрудник РОСФОТО, которая водит экскурсии по дому 35. Изображения трех майоликовых вставок воспроизведены в редкой брошюре «Гельдвейн и Ваулин» 1910 года издания, посвященной одноименной керамической мастерской в Кикерине. Там говорится о том, что майоликовые панно для Большой Морской, 35, были первой крупной работой мастерской. Керамисты потратили много сил, чтобы на высоте 10 саженей (более 21 метра) передать задуманную Рерихом «гамму серовато-белых тонов».

Сейчас эти и другие, даже случайные, замечания важны и интересны, потому что неизвестно местонахождение большинства эскизов Рериха для доходного дома страхового общества «Россия». В 2009 году петербургский Музей-институт семьи Рерихов приобрел эскиз центрального панно. Он подписан автором, но не имеет ни датировки, ни названия. В 2014 году в частном собрании в США обнаружено два эскиза для левой и правой вставок на втором этаже.

Судьба самих панно сложилась драматично, они пережили блокаду, но к 1960-м годам пришли в аварийное состояние, их пришлось сбить. Работы по воссозданию проводились в 2009 году опытными реставраторами, но только по фотографиям и сохранившимся фрагментам. Им не были известны оригинальные эскизы Рериха.

И это не единственная загадка, которую таит замечательный дом на Большой Морской, 35. Специалисты спорят, является ли Рерих автором фриза на парадной лестнице и утраченного, предположительно в послевоенные времена, «панно со змием» на дворовом флигеле. Может быть, это были архитекторы Гимпель и Ильяшев? Или они придумывали сюжеты втроем?

Людмила Старилова не теряет надежды найти ответы на эти и другие вопросы в неисследованных документах, которые хранятся в архивах обеих столиц.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5828) от 11.11.2016.


Комментарии