Сервис на основе впечатлений. Гости Петербурга все чаще предпочитают отелям апартаменты

Значительный рост количества приезжающих в Северную столицу путешественников уже не ведет к инвестиционному буму в городском отельном бизнесе, все больше усугубляя и без того острую конкуренцию между разными типами размещения туристов. Что им самим только на руку: выбор у них растет, а сэкономленные на проживании деньги есть возможность потратить на развлечения и другие цели.

Сервис на основе впечатлений. Гости Петербурга все чаще предпочитают отелям апартаменты | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Хотя официальные итоги еще не подведены, незадолго до наступления 2024‑го вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский назвал число побывавших у нас в гостях: по его словам, в минувшем году Северную столицу посетили около 9,5 млн туристов — их стало примерно на 16 % больше, чем в 2022‑м. И хотя допандемийный уровень (а в 2019 году в наш город приехали 10,4 млн путешественников) все еще остается ориентиром на будущее, прогресс налицо. В том числе и в сфере гос­теприимства, где выросла большая часть показателей, включая уровень загрузки номеров. Но…

В минувшем году тенденция на предпочтение туристами альтернативных классическим гостиницам вариантов размещения явно закрепилась. Что тут же подтверждается снижением интереса инвесторов к строительству и реконструкции объектов под типичные отели. Судите сами: в «футбольном» 2018 году в Петербурге были введены в строй 1225 новых гостиничных номеров, а за последние пять лет, включая 2023‑й, только 1392. Причем прошлый год стал неудачным: по данным одной из профильных консалтинговых компаний, гостиничный рынок Северной столицы пополнился только четырьмя отелями уровня 4 звезды с общей номерной емкостью в 197 комнат. Этот показатель в полтора раза меньше, чем в 2022‑м: фактически совокупное предложение качественных отелей категории 3 – 5 звезд в Петербурге составило только 21,8 тыс. номеров, что всего на 1 % больше, чем годом ранее.

Почему так мало? Хотя бы потому, что в апарт-отелях города в минувшем году номеров появилось в… 17 раз больше, чем в гостиницах. А динамика прироста в этом сегменте туристического жилья и того лучше: по итогам прошлого года номерной фонд петербургских апарт-отелей вырос по сравнению с 2022‑м на 34 %.

Какой прок от всех этих цифр рядовому путешественнику? Вполне очевидный. Одни из моих знакомых москвичей, довольно часто приезжающих в Петербург на выходные всей семьей из четырех человек (двое взрослых и два подростка), ответили просто и понятно. «Если мы арендуем на пару-тройку суток двухкомнатные апартаменты, то по сравнению с классической гостиницей заметно экономим, — пояснил мне глава семейства. — Снять «двушку» в хорошем месте при сравнимом уровне сервиса на это время стоит сейчас 4 – 6 тысяч рублей, а два номера в гостинице средней руки обойдутся в 1,5 – 2 раза дороже». К преимуществам «апартов» он относит и меньшую бюрократию. Ведь в официально работающих отелях, как известно, постояльцам надо регистрироваться. А в апартаментах — нет. Не стоит забывать и еще одно: с апреля 2024‑го в Петербурге станут взимать туристический сбор. В гостиницах платить его придется точно. А жильцы апартаментов вновь могут оказаться в денежном выигрыше. Не зря многие эксперты уверены, что и в ближайшем обозримом будущем апарт-отели останутся фаворитами спроса у туристов — гостиничная «классика» с каждым годом все заметнее уступает современному формату размещения гостей, предпочитающих большую степень свободы даже в отношении сервиса.

«Да, типичные отели города, которых у нас много, по‑прежнему готовы обеспечить постояльца полным спектром услуг. И многим это нравится — меньше забот, — соглашаются аналитики. — Только вот «портрет» приезжающего в Петербург туриста за последнее время сильно изменился. Сейчас многих из гостей «пакет» сервиса с заранее включенными в него опциями уже не устраивает — они сами хотят формировать его по собственному усмотрению. Поэтому и от объекта размещения им нередко ничего, кроме возможности принять душ и с комфортом переночевать, не нужно». Если учесть цену вопроса (а средний тариф на размещение за ночь без питания и дополнительных услуг в отелях Северной столицы, по данным экспертов, в минувшем году превысил 6 тысяч рублей и вырос по сравнению с 2022‑м примерно на 14 %), то объяснимо, почему средняя загрузка гостиниц по году составила немногим более 65 %. Да, это заметно больше, чем ранее, но и очевидная тяга постояльцев к «трешкам» (уровень загрузки таких отелей выше 70 %) только подтверждает тот факт, что «лишних» услуг им зачастую не нужно.

И если ввод в строй номеров многих классических гостиниц в 2024‑м в Петербурге все еще под вопросом, с аналогичными в конкурирующем сегменте ясность есть — в городе появится не менее пяти новых апарт-отелей с общим фондом около 2,5 тыс. номеров. Это означает, что у гостей Северной столицы выбор снова расширится, поскольку «новички» в основном будут открываться в прошедших реновацию старых домах центра города.

Как считает Наталия Белякова, руководитель группы по новым и нишевым видам туризма Общественной палаты РФ, сейчас гостей все чаще привлекают мультифункциональные объекты, способные предложить им разные варианты размещения и развлечения. «Общественные пространства в новых жилых комплексах в границах петербургского центра формируют «моду на локацию», — полагает она. — Теперь очень важно собрать целую коллекцию объектов (размещения, притяжения, показа), совместно генерирующих неповторимый набор впечатлений». Именно это, по мнению Беляковой, делает то или иное место привлекательным и уникальным. Таким, куда обязательно стоит приехать лично.

Что касается апарт-отелей, то они не просто заняли собственную нишу на рынке гостиничного бизнеса Петербурга, но и всего за несколько лет стали одним из самых успешных сегментов в отрасли, сумев предложить постояльцам с разными интересами очень гибкие условия. Одних они привлекают гостиничным сервисом, другим готовы предоставить почти «домашние» условия проживания, а третьих могут удивить тем самым набором впечатлений, который как раз и ценится больше всего современными путешественниками.


#туристы #жилье #средства

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7593) от 31.01.2024 под заголовком «Сервис на основе впечатлений».


Комментарии