Серия открыток «Деревня Сомали. Луна Парк, С.‑Петербург» ввела в заблуждение десятки краеведов

Практически все они принимали эти изображения за чистую монету: мол, если есть картинки с подписью, то почему им нельзя доверять?

Серия открыток «Деревня Сомали. Луна Парк, С.‑Петербург» ввела в заблуждение десятки краеведов | Теперь уже невозможно установить, где изначально были сделаны фотографии, изображавшие увеселительный аттракцион «Деревня Сомали»./Репродукция. ФОТО автора

Теперь уже невозможно установить, где изначально были сделаны фотографии, изображавшие увеселительный аттракцион «Деревня Сомали»./Репродукция. ФОТО автора

Этнографическая «деревня Сомали» существовала в парке развлечений на Офицерской улице (ныне ул. Декабристов), открытом в мае 1912 года купцом первой гильдии Хабибуллой Хасьян улы Ялышевым. Назвали развлекательную площадку по примеру заграничных — Луна-парком. Художник-архитектор Андрей Вайтенс спроектировал и построил вход в сад — широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. В самом парке возвели здание ресторана в неоклассическом стиле, смонтировали множество различных аттракционов.

На следующий день после открытия Луна-парка «Петербургская газета» сообщала: «Горная железная дорога привлекает внимание публики. Два вагончика то вздымаются вверх, то падают под значительный уклон вниз. Дамы и девицы неистово визжат, доставляя бесплатное развлечение посетителям. Есть «Пьяная лестница», «Чертово колесо», разбрасывающее людей по сторонам; кроме того, есть еще несколько очень заманчивых вывесок: «Мельница любви», «Морской бой у Гаваны», «Юмористическая кухня», но их берегут для будущих времен».

Репортер отмечал, что гвоздем Луна-парка является «деревня сомалийцев». «Словно хорошо вычищенные гуталином, негры блестят под электрическим светом. Здесь в отдельных конурках расположились резчик, булочник, оружейник, сапожник и т. д. Интересны игры негритянской молодежи, с танцами и бросанием копий в цель. Трудно представить себе, как все это могло уместиться на сравнительно небольшой территории сада».

Абиссинские и сомалийские деревни многократно демонстрировались в разных местах Европы, с большим успехом их с конца XIX века показывали на выставках в Мангейме, Праге, Орхусе и других городах. И вот в чем фокус: открытки с изображением «деревни Сомали», изданные в 1912 году и помеченные петербургским Луна-парком, как две капли воды повторяют подобные открытки, выпущенные в Европе.

В перепечатке открыток с других выставок не было ничего необычного. Так, в 1907 году, когда проходила выставка в Мангейме, немецкие открытки были использованы для Ирландской международной выставки, причем на чис­том белом поле была помещена новая надпись, на самих же фотографиях остались видны немецкие таблички. В 1908 году те же открытки, что и в Петербурге, были отпечатаны как изображающие абиссинскую деревню на Юбилейной выставке в Праге, в 1909‑м — на выставке в Орхусе, в 1910‑м — как изображающие «деревню Сомали» в берлинском Луна-парке, в 1911‑м — как снимки Гигиенической выставки в Дрездене.

Что примечательно, в Праге использовались и остатки нераспроданного тиража открыток с выставки в Мангейме в предыдущем году, на открытки просто синим штампом были нанесены новые надписи поверх старых, что указывает на преемственность в организации показов и позволяет предположить одного и того же организатора выставок…

Так была ли в петербургском Луна-парке «деревня Сомали»? Несомненно, поскольку об этом сохранилось немало сообщений в печати. Только вот говорить о ее достоверных изображениях весьма проблематично.

В прессу, кстати, просочилась информация, что обитатели этой деревни находились в весьма бедственном положении. В мае 1912 года в заметке, перепечатанной из «Русского слова» петербургским журналом «Артистический мир», говорилось, что труппа, вывезенная из Африки для учас­тия в открывающемся в Петербурге Луна-парке, прибыла из Риги.

«С вокзала труппа, представляющая собою какое‑то сборище голых людей, направилась к театру на Офицерской улице. В труппе много женщин, тащивших на спинах в мешках малолетних детей. Вся труппа одета более чем скромно: черные пояса, охватывающие бедра, и легкие сандалии на ногах — вот и все. Прибытие труппы в театр для дирекции явилось полной неожиданностью; никто не позаботился приискать ей квартиру. Вследствие этого вся труппа была загнана в сад и на ночь помещена в сарай для декораций».

Ночью, как сообщал репортер, случились весьма характерные для Петербурга майские заморозки. Несчастные африканцы стали замерзать в сарае, который предусмотрительно запер антрепренер. «Крики замерзающих были услышаны дежурившими у ворот сторожами. Они сообщили администрации сада, а затем полиции. Когда в 8 часов утра открыли сарай, то нашли одного из труппы — 50‑летнего старика –мертвым. Сегодня вся труппа размещена по квартирам».

И еще одно дополнение. Судя по рекламным объявлениям в прессе, в 1913 году «деревни Сомали» в петербургском Луна-парке уже не было.


#загадка #аттракцион #подпись

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7477) от 11.08.2023 под заголовком ««Деревенский» аттракцион».


Комментарии