Сергей Рукшин: государство потратило деньги на ваше образование — поработайте на благо родного города

Уже неделю широко обсуждается высказывание председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, что было бы неплохо сократить платный прием в вузы Москвы, Петербурга и Казани, дабы не вытягивать абитуриентов из регионов: не все из поступивших потом находят работу по специальности, а вернуться домой не стремятся. «Вместо истории успеха, на которую рассчитывали родители, посылая из глубинки ребенка учиться в Москву, получалась история неудачников». Высказаться по этой теме мы попросили Сергея РУКШИНА, члена президентского Совета по правам человека, народного учителя РФ, научного руководителя знаменитого Матцентра, профессора РГПУ им. А. И. Герцена.

Сергей Рукшин: государство потратило деньги на ваше образование — поработайте на благо родного города | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

— У психологов и психиатров есть такой термин — комплекс Кассандры. Отвергнутый Аполлон наделил дочь троянского царя даром предвидения, но сделал так, чтобы ее пророчествам не верили. В результате она мучилась, не в силах уберечь людей от бед.

Я уже 25 лет мучаюсь комплексом Кассандры. С момента начала либеральной реформы нашего образования и введения ЕГЭ я, тогда помощник председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке, неустанно говорил: наряду с позитивными вещами, которые реформаторы пытаются заложить, всякое решение будет иметь и негативные последствия. В итоге каждая «медаль», выданная реформаторами себе же авансом, имела оборотную сторону. Меня совершенно не радует, что предупреждение, за которое я был многократно обруган, теперь признают правильным. Так было с болонской системой, объединением в одно министерство Минпроса, Минвуза и Государственного комитета по науке и технике, с «образовательными услугами», электронной школой и многими другими новациями.

Валентина Матвиенко сказала о глубоких проблемах подготовки кадров, демографии и региональной экономики. Я об этом безуспешно твердил с 2003 года и сейчас подтверждаю: спикер Совета Федерации абсолютно права. Она указала на все три проблемы.

Первая: единый госэкзамен — это палка о двух концах. Ребенок поступает не в вуз своей мечты, а в тот, куда хватит баллов. Например, едет в МАИ не потому, что хотел с детства строить самолеты. А платно ребята стремятся поступить в столичные вузы на юриспруденцию, муниципальное управление, госуправление — думают, наверное, что сразу станут как минимум вице-губернаторами. Но этого, понятно, не происходит, зато в обеих столицах у нас бармены и официанты с высшим образованием.

Вторая: затраты на подготовку специалистов не дают стране инженеров, конструкторов и других нужных профессионалов. ЕГЭ, как пылесосом, вытягивает из регионов талантливую молодежь и не возвращает в них кадры — врачей, учителей, инженеров. Это делает регионы застойными, с низкой рождаемостью, низкой налоговой базой и отсутствием амбициозной молодежи.

Третья: дифференциация регионов страны по уровню жизни и развитию экономики продолжает усугубляться.

Для того чтобы молодые люди, пусть и отучившись в столичных вузах, возвращались на родину, необходим комплекс мер. Конечно, нужно повышать в региональной экономике уровень зарплат учителей, врачей, инженеров, конструкторов и других специалистов нужного профиля. Надо укреплять кад­рами провинциальные вузы: низкими зарплатами и непосильными учебными нагрузками мы разрушили высшую школу, в частности — в регионах. Это во‑первых.

Во-вторых, нужно вернуть целевые места в регионах, чтобы выпускник, отучившись, смог гарантированно устроиться по специальности в родном городе. Я считаю, что необходимо вернуть обязательную отработку для бюджетников: государство потратило деньги на ваше образование — будьте добры, поработайте на благо родного города.

В-третьих, поддерживать талантливую молодежь должно не только государство, но и социально ответственный бизнес. Я — председатель жюри международного математического конкурса «Я Решаю!», это математическая олимпиада для школьников из нестоличных городов. Ее организовал один крупный инвестиционно-промышленный холдинг, чтобы дать ребятам из регионов проявить себя, поскольку соревноваться с выпускниками школ Москвы и Петербурга им сложно. Таких инициатив должно стать больше. И тогда школьники из регионов действительно смогут поступать в вуз своей мечты, составлять достойную конкуренцию выпускникам из крупных городов и развивать экономику, здравоохранение и социальную сферу родных городов.

Читайте также:

(Пре)успевающие и отстающие: что показал мониторинг приёма в российские вузы

Победители олимпиады «Глобальные университеты» будут учиться в петербургских вузах


#образование #Сергей РУКШИН #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7869) от 18.03.2025 под заголовком «Зачем нам столько барменов с высшим образованием?».


Комментарии