2Vtzqv4Hz9U

Семейное ожерелье из традиций: 11 регионов Северо-Запада приняли участие в фестивале народного творчества

В Петербурге в рамках Дней народной культуры Северо-Западного региона состоялся четвертый фестиваль «Серебряное ожерелье». Его название созвучно межрегиональному туристскому проекту «Серебряное ожерелье России», так как народное творчество не менее важное достояние нашей страны, чем уникальные памятники истории, культуры и природные объекты.

Семейное ожерелье из традиций: 11 регионов Северо-Запада приняли участие в фестивале народного творчества | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В эти фестивальные дни на Соборной площади Петропавловской крепости собрались деятели народной культуры из 11 регионов Северо-Запада — хореографические, вокальные, театральные коллективы и оркестры республик Карелии и Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, Ненецкого автономного округа и, конечно, Петербурга. Кроме того, в нынешнем году к празднику присоединилась Белоруссия: открыл мероприятие знаменитый Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г. И. Цитовича.

Поскольку нынче фестиваль посвящен Году семьи, среди его участников было много семейных династий — артелей, мастерских и творческих коллективов.

Дни_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Одна из них — семья Строгановых из города Новодвинска Архангельской области. Мужская часть семейства (отец и трое сыновей: старшим 26 и 21, младшему 14 лет) занимается берестой, женская (мама и бабушка) — северной орнаментальной вышивкой и лоскутным шитьем. Строгановы не только создают уникальные предметы народного творчества, но и обучают этому в собственной семейной мастерской.

«Это поморский шаркунок (от русского слова «шаркать»), который традиционно дарили на рождение ребенка, — показал погремушку из бересты с семенами внутри глава семейства Василий Строганов. — Его собирают из десятков мелких деталей, а потом заваривают кипятком, чтобы изделие было прочным. Сборно-разборная конструкция — это одновременно и конструктор, и головоломка. Также шаркунок всегда выполнял функцию оберега — считается, что издаваемый им шум отгоняет от малыша злые силы. А исходя из того, какие семена внут­ри игрушки (яблочные косточки, горох и т. д.), этот предмет можно использовать и как шумовой музыкальный инструмент».

Ленинградскую область на ярмарке мастеров в том числе представляла династия Сусловых из Соснового Бора, которая занимается сохранением и развитием различных направлений декоративно-прикладного творчест­ва. Творческую деятельность начала Александра Ивановна Суслова, родившаяся в 1927 году. Сегодня это благородное дело продолжают Ольга Николаевна — профессиональная вышивальщица, ее сын Сергей — мастер резьбы по дереву и его жена Анна, которая занимается росписью по дереву. На глазах у гостей фестиваля она создавала волховские розаны.

«Волховский розан» — это народный промысел (художественная роспись по дереву), получивший распространение в XIX веке в деревнях на территории современного Волховского района, — рассказала Анна Суслова. — Сегодня такой узор знаком многим, но были времена, когда этот промысел был практически утрачен. Центром его композиции всегда выступает розан, окруженный листьями и лепестками, — отсюда и название промысла. А особенность технологии в том, что в процессе росписи на кисть набирается одновременно две краски, так называемый градиентный мазок. Форма у розанов одинаковая, но при этом у узора существует много разновидностей».

А мастер пекарской игрушки из Мурманска Марина Колечкова привезла на фестиваль поморские козули.

«В поморских семьях на Рождество традиционно выпекались объемные фигурки из ржаного теста (ржаная мука, вода и соль для вкуса): олени, лоси, птицы… — поделилась она. — Эти фигурки имеют три функции. Во-первых, каждая хлебная скульптурка имеет особое значение и силу, например, птичка-тетерка с птенчиками на крылышках символизирует материнство. Чем больше козуль сделает хозяйка, тем удачнее для семьи сложится новый год. Во-вторых, козули — отличные игрушки для детей. В-третьих, эти сухарики очень вкусные. Раньше их выпекали в печи, сегодня — в духовке. Для того чтобы они имели красивый глянцевый блеск, в середине выпекания их надо на несколько секунд окунуть в кипяток. В нашем регионе традиция выпекать на Рождество козули и делиться ими с друзьями жива по сей день».

Особой популярностью у гостей мероприятия пользовался стенд Ненецкого автономного округа, где можно было не только увидеть, но и дотронуться до шаманских бубнов. Создатель этих сакральных предметов Валерий Гудырев иногда прогревал их… феном.

«Это необходимо, чтобы снизить воздействие на изделия характерной для Петербурга чрезмерной влажности, которая очень плохо сказывается на звучании таких инструментов. Но благодаря теплой солнечной погоде, которая на этот раз задержалась в Северной столице, фен потребовался только утром и вечером», — объяснил мастер.

Бубны он делает из высушенного дерева (сосна и ель) и специально обработанных шкур оленей, которые продают местные оленеводы. На изготовление крупных бубнов (диаметром 90 сантиметров) уходит в среднем три недели. Столько времени требуется для того, чтобы подобрать кожу, высушить ее и натянуть на кольцо барабана.

Дни1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Гости фестиваля с большим интересом знакомились с северными традициями ремесленников и художественными промыслами регионов «Серебряного ожерелья» и принимали участие в мастер-классах. Удачно сложилась и концертная программа, участники которой имели возможность выступить не только на огромной сцене, установленной на Соборной площади, но и на площадках, организованных на всей территории Петропавловской крепости.

«Мы это сделали специально — специфика исполнителей произведений народного творчества такова: сколько им времени ни давай для выступления на основной сцене, им всегда мало, — пояснила директор Петербургского государственного дома народного творчества Ольга Богомазова. — При этом мы старались, чтобы в выступлениях была отражена тема семейных традиций. Например, архангельский театр фольклора «Радеюшка», созданный в 1935 году, показал старинный обряд выкупа невесты».

Еще одна особенность нынешнего фестиваля в том, что он объединил традиции и современность: впервые на этом мероприятии было представлено направление фолк-арт. Народное творчество в современном молодежном формате показали петербуржцам и гостям города не только в виде вокала и хореографии, на празднике состоялось дефиле от модных дизайнеров, работала VR-зона «Легенды и предания Петербурга».

А специалисты приняли участие в деловой программе. В экспертной сессии руководители региональных центров народного творчества Северо-Западного федерального округа обсудили актуальную тему «Этнокультурное пространство возрождения семейных традиций — определяющий вектор социальной интеграции и художественного развития детей, формирующий культурную самобытность общества».

Читайте также:

«Большая победа Малышки». Состоялась XXI областная выставка племенных животных «Белые ночи»

С музейным блеском: завершился I фестиваль художественных музеев «Золотой Ярославль»


#фестиваль #Серебряное ожерелье #традиции

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7750) от 17.09.2024 под заголовком «Семейное ожерелье из традиций».


Комментарии