«Семь лугов» с ароматом. Как в МО Лахта-Ольгино борются за окружающую среду
Самая острая проблема в муниципальном округе Лахта-Ольгино – угроза переноса в промзону «Конная Лахта» асфальтобетонного завода № 1 (АБЗ). Разместиться он должен на расстоянии чуть более пятисот метров от садоводств и в полутора километрах от жилого района Юнтолово. О том, как новоселы и обитатели садоводств объединились и при поддержке местных муниципалов пытаются отстоять свое право на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией, рассказал один из местных активистов Игорь РЕЙСЛЕР.
Фото: Pixabay
– Почему асфальтобетонный завод решили перенести именно к вам?
– Сами недоумеваем! Насколько я знаю, предлагалось несколько новых точек размещения завода, в том числе в производственных зонах «Белоостров», «Парнас» и «Горская», но почему-то выбрали именно нас, хотя территория «Конной Лахты» и так перенасыщена промышленными объектами. Зачем сюда переводить еще и АБЗ – крупный источник экологической опасности? Городские чиновники аргументируют это тем, что на Новосельковской улице в Коломягах, откуда переносят завод, он создает неблагополучную экологическую ситуацию, мешает людям.
Действительно, они жаловались на то, что жить рядом с ним невозможно из-за едких запахов асфальта и гари. И речь идет не только о неприятном «аромате», но и о содержании выбросов: это целый комплекс опасных для человека химических соединений. Автоматическая станция мониторинга загрязнения атмосферного воздуха № 8, расположенная в 700 метрах от действующего АБЗ-1, неоднократно фиксировала превышение концентрации фенола и других соединений, чрезвычайно опасных для человеческого организма.
Нами движет вовсе не чувство «коллективного эгоизма», как теперь нередко говорят в подобной ситуации: мы доказываем вредность расположения здесь завода. Участок под возможное строительство находится в охраняемом районе Финского залива, в котором, в соответствии с СанПиНом, устанавливается специальный режим деятельности. В частности, в двухкилометровой полосе суши охраняемых районов запрещается строительство складов, поскольку обязательные для промышленного предприятия подобного типа склады битума и неорганических соединений, используемых в качестве добавки к асфальту, могут оказывать влияние на качество воды.
Таким образом, законодательно установлен прямой запрет на функционирование асфальтобетонных заводов вблизи морей (Финского залива). Кроме того, функционирование завода связано с серьезной опасностью химического загрязнения подземных вод.
– Да и вообще, зеленые пространства Приморского района – это ведь настоящие легкие города. Без них мегаполис, по крайней мере его северная часть, будет просто задыхаться!..
– Конечно. При расчетной санитарно-защитной зоне 500 метров под возможное строительство завода попадает более 160 гектаров леса! Местный краевед Николай Михайлов, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, рассказывает, что в начале ХХ века живописные окрестности Конной Лахты стали любимым местом прогулок жителей дачного поселка Ольгино. Местность эта получила тогда романтическое название «Семь лугов» и даже была запечатлена на открытках...
Одна из экспертиз, которую мы подготовили, – экологическая. Территория будущего завода примыкает к Юнтоловскому заказнику, является фактически его буферной зоной. Она обладает большим видовым разнообразием населения птиц. Орнитофауна территории включает 157 видов птиц, из которых 68 – гнездящиеся. Также земельный участок расположен в границах территории, на которой отсутствуют какие-либо коммуникации под возможное строительство, включая дороги и железнодорожные подъезды. Нет и финансовых резервов в бюджете города для обеспечения АБЗ-1 коммуникациями. За чей счет будет происходить подсоединение?
– Удалось ли достучаться до тех, кто принимает решения?
– Увы, все полученные нами ответы профильных городских комитетов были однотипными, не предполагавшими услышать нашу точку зрения и построить диалог с жителями. Поэтому мы подготовили и направили письмо от местных жителей в ЗакСобрание – в профильную комиссию по экологической защите населения. В нашем письме – экологическая и историческая экспертиза, аргументация местных жителей исключительно в правовом поле. Надеемся, что нас все-таки услышат.
Достопримечательности МО Лахта-Ольгино
– Петровский пруд, появившийся в 1768 – 1769 годах в ходе одной из самых грандиозных инженерных и транспортных операций XVIII века по перевозке Гром-камня.
– Стоянка первобытного человека, обнаруженная в 1923 году. Памятного знака там, у пересечения Полевой и Граничной улиц, нет, его появление – в перспективе.
– Валуны на берегу Финского залива, считающиеся осколками легендарного Гром-камня.
– Белый замок (Охотничий замок) графа Стенбок-Фермора (Лахтинский пр., 104) – объект культурного наследия федерального значения. Ныне закрытая территория радиоцентра № 1.
– Церковь Св. апостола Петра (Лахтинский пр., 98), полностью отреставрированная в прошлом году. Под контролем КГИОП ей был возвращен первоначальный облик, убрана пристройка.
– Около тридцати построек в границах МО — в основном дачные дома начала ХХ века — имеют статус объектов культурного наследия регионального значения, большинство – в частной собственности.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6769) от 23.09.2020 под заголовком ««Семь лугов» с ароматом».
Комментарии