Селфи с «Наташей»

В карете прошлого далеко не уедешь? Как знать. На ретроавтобусах в Петропавловской крепости можно было в минувшую субботу отправиться в детство и юность, когда на дорогах сновали такие машины. Дюжина «трудяг на колесах» выстроилась у стен Иоанновского равелина на один день и вызвала ажиотаж, а рядом красовались еще более старые автобусы. Правда, не в живом виде, а на снимках развернутой тут же стендовой экспозиции. Выставка под открытым небом, приуроченная к 90-летию автобусного движения в нашем городе, имела художественное продолжение. Полотна на эту тему и работы-победители фотоконкурса «Автобус в любимом городе» разместились в выставочных залах Музея истории Петербурга.

 Селфи с «Наташей» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Ой как клево, смотри!». Молодые люди кидаются к чудной для них технике и устраивают селфи. Люди в годах обходят старых знакомых, пускаясь в воспоминания: «А помнишь...». Можно зайти в салон, где сохранились компостеры, сесть на водительское место и покрутить здоровенный руль. Дети с радостными возгласами так и делают.

- Меня привел сюда 6-летний сын Тимофей, который собирает игрушки-модели, - говорит петербурженка Марина Трефилова. - Да и мне интересно, некоторые машины хорошо помню. Здорово, что нам их показали - лет через десять некоторые станут раритетами.

Коллекцию автобусов, перевозивших ленинградцев в 1970 - 1790-е годы, предоставил сам юбиляр - ГУП «Пассажиравтотранс». Машины сошли с линии, но не отправились на «свалку истории», а стараниями энтузиастов-любителей сохранены были в приличном состоянии и на ходу. Многие участвуют в ретропробегах.

Самый необычный в этом ряду экспонат - «Икарус 55 Lux», известный как «будапештская сигара». Почти полвека назад он бегал на междугородних маршрутах в Новгород, Псков, Тарту и считался самым комфортабельным автобусом. В салоне был холодильник, а рядом с водителем сидел стюард. Особое место в ретроколлекции занимает и народный автобус «ЛиАЗ 677» - знаменитый «луноход». Его называли еще «сотка» за удивительную вместимость в часы пик.

Другие машины тоже грели души горожан. И символ советских дорог «ЛАЗ 695 Н» (водители прозвали его «Наташа»), десятилетия не сходивший с конвейера автопрома. И «Волжанин», и первый на нашем веку двухэтажный автобус MAN 5D 200. Не говоря уже об «Икарусах», которые вписались в городской пейзаж так прочно, что «выпали» из него буквально несколько лет назад. Кто-то ездил на них по городу, направляясь в школу и институт, кто-то выбирался в пригород и на дачу. Словом, поводов для ностальгии выставка дала немало.

Она оказалась полезной и в познавательном смысле. Любителей старины магнитом тянуло к стендам, рассказывающим о вехах автобусного движения. Все эти «Фомаги», «Лейланды», машины АМО и ЯА, легендарные «ЗИСы» выглядят сегодня вполне экзотично. Уникальные снимки передали архивохранилища и Музей истории Петербурга.

Транспорт более позднего времени тоже запечатлели для истории неутомимые фотокамеры. На конкурс «Автобус в любимом городе», который провел «Пассажиравтотранс» в четырех номинациях, было подано более 120 работ. 64 снимка, отпечатанные на пластике, предстали под каменными сводами одного из уголков Петропавловской крепости (выставочный зал «Потерна и каземат Государева бастиона»). А авторы лучших работ Арсений Семенов, Александр Филиппов и другие были отмечены на открытии выставки. Они получили электронные карты «Подорожник», выполненные в новом дизайне, с ресурсом от 3 до 5 тысяч рублей.

- Фотографирую, сколько себя помню, был членом фотоклуба Выборгского дома культуры, - рассказал один из победителей Юрий Дядюченко (номинация «В ретростиле»). - В 1958 году мы снимали ленинградские улицы и площади с телескопической вышки - нам предоставили эту возможность. Так появилась серия снимков, которые я нигде прежде не показывал, - они отпечатаны впервые.

Среди 30 картин, выставленных по соседству, тоже оказались «новинки». Хотя большая часть полотен, увековечивших автобусы (холст, масло) в городском пейзаже, была написана значительно раньше. Они попали на выставку из частных коллекций и музейных фондов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (5790) от 19.09.2016.


Комментарии