Селфи с «Наташей»
В карете прошлого далеко не уедешь? Как знать. На ретроавтобусах в Петропавловской крепости можно было в минувшую субботу отправиться в детство и юность, когда на дорогах сновали такие машины. Дюжина «трудяг на колесах» выстроилась у стен Иоанновского равелина на один день и вызвала ажиотаж, а рядом красовались еще более старые автобусы. Правда, не в живом виде, а на снимках развернутой тут же стендовой экспозиции. Выставка под открытым небом, приуроченная к 90-летию автобусного движения в нашем городе, имела художественное продолжение. Полотна на эту тему и работы-победители фотоконкурса «Автобус в любимом городе» разместились в выставочных залах Музея истории Петербурга.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Ой как клево, смотри!». Молодые люди кидаются к чудной для них технике и устраивают селфи. Люди в годах обходят старых знакомых, пускаясь в воспоминания: «А помнишь...». Можно зайти в салон, где сохранились компостеры, сесть на водительское место и покрутить здоровенный руль. Дети с радостными возгласами так и делают.
- Меня привел сюда 6-летний сын Тимофей, который собирает игрушки-модели, - говорит петербурженка Марина Трефилова. - Да и мне интересно, некоторые машины хорошо помню. Здорово, что нам их показали - лет через десять некоторые станут раритетами.
Коллекцию автобусов, перевозивших ленинградцев в 1970 - 1790-е годы, предоставил сам юбиляр - ГУП «Пассажиравтотранс». Машины сошли с линии, но не отправились на «свалку истории», а стараниями энтузиастов-любителей сохранены были в приличном состоянии и на ходу. Многие участвуют в ретропробегах.
Самый необычный в этом ряду экспонат - «Икарус 55 Lux», известный как «будапештская сигара». Почти полвека назад он бегал на междугородних маршрутах в Новгород, Псков, Тарту и считался самым комфортабельным автобусом. В салоне был холодильник, а рядом с водителем сидел стюард. Особое место в ретроколлекции занимает и народный автобус «ЛиАЗ 677» - знаменитый «луноход». Его называли еще «сотка» за удивительную вместимость в часы пик.
Другие машины тоже грели души горожан. И символ советских дорог «ЛАЗ 695 Н» (водители прозвали его «Наташа»), десятилетия не сходивший с конвейера автопрома. И «Волжанин», и первый на нашем веку двухэтажный автобус MAN 5D 200. Не говоря уже об «Икарусах», которые вписались в городской пейзаж так прочно, что «выпали» из него буквально несколько лет назад. Кто-то ездил на них по городу, направляясь в школу и институт, кто-то выбирался в пригород и на дачу. Словом, поводов для ностальгии выставка дала немало.
Она оказалась полезной и в познавательном смысле. Любителей старины магнитом тянуло к стендам, рассказывающим о вехах автобусного движения. Все эти «Фомаги», «Лейланды», машины АМО и ЯА, легендарные «ЗИСы» выглядят сегодня вполне экзотично. Уникальные снимки передали архивохранилища и Музей истории Петербурга.
Транспорт более позднего времени тоже запечатлели для истории неутомимые фотокамеры. На конкурс «Автобус в любимом городе», который провел «Пассажиравтотранс» в четырех номинациях, было подано более 120 работ. 64 снимка, отпечатанные на пластике, предстали под каменными сводами одного из уголков Петропавловской крепости (выставочный зал «Потерна и каземат Государева бастиона»). А авторы лучших работ Арсений Семенов, Александр Филиппов и другие были отмечены на открытии выставки. Они получили электронные карты «Подорожник», выполненные в новом дизайне, с ресурсом от 3 до 5 тысяч рублей.
- Фотографирую, сколько себя помню, был членом фотоклуба Выборгского дома культуры, - рассказал один из победителей Юрий Дядюченко (номинация «В ретростиле»). - В 1958 году мы снимали ленинградские улицы и площади с телескопической вышки - нам предоставили эту возможность. Так появилась серия снимков, которые я нигде прежде не показывал, - они отпечатаны впервые.
Среди 30 картин, выставленных по соседству, тоже оказались «новинки». Хотя большая часть полотен, увековечивших автобусы (холст, масло) в городском пейзаже, была написана значительно раньше. Они попали на выставку из частных коллекций и музейных фондов.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (5790) от 19.09.2016.
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии