Сегодня в Петербурге открывается выставка «Он победил и время, и пространство…» 

Сегодня в Строгановском дворце Русского музея открывается для публики выставка-блокбастер «Он победил и время, и пространство…» (0+), посвященная Александру Сергеевичу Пушкину. 225‑летие со дня рождения гения сейчас празднует весь просвещенный мир, читающий, пишущий, думающий на русском языке.

Сегодня в Петербурге открывается выставка «Он победил и время, и пространство…»  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Глазами поэта

Названием проекта, сделанного с энциклопедическим размахом, стала знаменитая строчка Анны Ахматовой, которая боготворила Пушкина. Ее современник Александр Блок заметил, что «наша память хранит с детства веселое имя: Пушкин». Эти пророческие слова сбываются сейчас. Именно так, с желанием показать все самое светлое, что связывает нас с поэтом, готовился этот грандиозный проект.

Строгановский2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


— Русский музей впервые в своей истории обращается к Пушкиниане, и самым масштабным образом. Иначе и невозможно сегодня, в юбилейную дату. Эта выставка почти полностью создана на основе наших бесценных фондов. Юбилей Пушкина стал замечательным поводом впервые показать многое из нашей богатейшей коллекции. Пушкиниана Русского музея глобальна. Но чтобы это беспрецедентное количество экспонатов — более трехсот картин, рисунков, предметов декоративного и народного искусства, связанных с Пушкиным, его современниками, его эпохой, его произведениями, — стали выставочным проектом, потребовалась гигантская работа всех научных отделов и хранителей. Народное искусство делает выставку живее, мы обладаем уникальным по качеству и полноте собранием этого искусства. Сердечно благодарим «Газпром» за поддержку нашего пушкинского проекта, — говорит Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Она отметила, что выставка получилась и многообразной, и многослойной. «Нам важен не только показ шедевров русских художников от Владимира Боровиковского до Евсея Моисеенко. Проект имеет громадное просветительское значение. Мы надеемся, что на выставку будут приходить семьи с маленькими детьми. Она будет открыта почти полгода, по­этому ждем целые классы школьников», — подчеркнула руководитель крупнейшего в мире музея отечественного искусства.

Строгановский3_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


В 1811 году юный Саша Пушкин приехал в Петербург вместе с дядей Василием Львовичем, чтобы поступать в Царскосельский лицей. О том, какой он увидел столицу, напоминает гравюра Бенджамена Патерсена «Новый железный мост, входящий в перспективу Невского проспекта в Санкт-Петербурге». Речь о Зеленом, или Полицейском, мосте, перекинутом через Мойку. Художник выбрал точку от «номеров Демута» на набережной Мойки, где поселились дядя и племянник. Гравюра Карла Беггрова изображает тот же мост крупнее, видна полосатая полицейская будка на правом берегу реки. На обоих произведениях хорошо виден Строгановский дворец, где открылась пушкинская выставка.

Классическими стали картины Федора Алексеева «Вид на Адмиралтейскую и Дворцовую набережную от Кадетского корпуса» и «Вид Казанского собора», картины Максима Воробьева «Парад на Дворцовой площади», «Петропавловская крепость», «Вид пристани с египетскими сфинксами», картина Андрея Мартынова «Вид Михайловского замка».

Фрейлина пяти императоров

Выставка знакомит со многими видными фигурами пушкинской эпохи. Своеобразным эпиграфом к портретной галерее стал портрет Гавриила Державина работы неизвестного художника. Изображен мудрый старец, и даже трудно представить, что, услышав Пушкина на лицейском экзамене, он бросился целовать начинающего поэта.

Два портрета Ивана Крылова (с ним Пушкин познакомился в 1817 году в гостях у Василия Жуковского) создали художники Иван Эггинг и Петр Оленин.

Петр Захаров создал портрет генерала Алексея Ермолова, участника антинаполеоновских войн. После восстания декабристов он находился в опале. В 1829 году Пушкин в ходе поездки на Кавказ специально завернул в Орел, чтобы познакомиться с легендарным военным.

Рядом находится портрет Константина Булгакова, петербургского почт-директора. Именно он подписал подорожную Пушкину от Петербурга до Тифлиса и обратно, позволившую Пушкину осуществить давнюю мечту: съездить на Кавказ. Булгаков рисковал, ведь известно, что поэт не получил высшего согласия на подобный вояж.

Женскую галерею открывает «Портрет графини Софьи Строгановой» кисти Жана Лорана Монье. Она была меценатом и благотворительницей. Ее салон и картинную галерею в Строгановском дворце, вероятно, посещал Пушкин, хотя документальных свидетельств на сей счет пока не обнаружено.

Целая галерея акварельных женских портретов принадлежит известному художнику Александру Брюллову. Здесь и Екатерина Бакунина — первая любовь юного поэта, и Наталья Строганова, урожденная Кочубей, адресат его ранней лирики и великосветская знакомая. Она послужила прототипом образа замужней Татьяны в VIII главе «Евгения Онегина». Пушкин был дружен с братьями Брюлловыми — Карлом и Александром.

Не уступят брюлловским акварельные портреты Петра Соколова. На них знакомицы Пушкина, великосветские красавицы Надежда Голицына, Мария Пашкова, Екатерина Лужина.

На почетном месте — портрет графини Натальи Голицыной, прототипа графини в «Пиковой даме», кисти Бенуа-Шарля Митуара. Голицына прожила почти сто лет, была фрейлиной при пяти императорах. Все юнцы и девушки, прежде чем выйти в петербургский свет, приезжали представляться графине. Голицыну жаловал Николай I, и есть исторический анекдот о том, как монарх как‑то заглянул к ней в гости, а ему доложили: «Графиня завтракает». Император терпеливо ждал в приемной полчаса…

Поэт на Марсовом поле

В мужской части выставки одной из ключевых является работа Федора Моллера «Портрет Николая Гоголя». Как известно, именно Пушкин подарил Николаю Васильевичу сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».

Знаменитый медальер Федор Толстой запечатлен неизвестным художником. Толстой упоминается в «Евгении Онегине» как владелец «кисти чудотворной».

Петру Соколову принадлежит портрет Осипа-Юлиана Сенковского, публикатора многих произведений Пушкина в журнале «Библиотека для чтения».

А вот памятников Кутузову и Барклаю‑де-Толли у Казанского собора которые создал Борис Орловский, Пушкин не увидел. Но видел гипсовые модели. «Грустен и весел, вхожу, ваятель, в твою мастерскую», — сказал поэт о посещении мастерской скульптора. По тем моделям были сделаны небольшие бронзовые отливки, которые представлены на выставке.

В 1830 году Василий Садовников создает знаменитую «Панораму Невского проспекта», изобразив все дома от Адмиралтейства до Фонтанки. Позднее с нее были сделаны литографии. Левая ­(четная) сторона проспекта изображена на 16 листах, рулон имеет общую длину более 8 метров, правая (нечетная) — 14 листов более 7 метров. Садовников не забыл изобразить Пушкина. Поэт в широкополом пальто и цилиндре прогуливается у дома № 20.

Кульминацией прижизненного раздела выставки является огромная (212 х 345 см) картина Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». В откидывающейся нижней части рамы укреплена авторская пропись пером с указанием 223 персонажей картины. Пушкин, естественно, на первом плане. Как рассказал Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе, картина создавалась в 1833 – 1837 годах по личному заказу Николая I. Персонажи были обязаны лично посещать мастерскую художника для позирования. Император отвел Григорию Чернецову для работы над «Парадом» специальную мастерскую в Шепелевском доме, где позднее был построен Новый Эрмитаж.

Сохранился набросок, сделанный с Пушкина, где помечен рост поэта: два аршина и пять вершков с половиною, это 167 см. Пушкин дружил с Чернецовым, фанатично преданным живописи, и нарисовал его на полях рукописи «Путешествие Онегина».

Золотая рыбка отвечает

Океан Пушкинианы после Пушкина глубок и необозрим. Трудно найти отечественного художника, который прошел бы мимо поэта и его творчества. Русский музей выделяет главное. Например, показывает редкую пастель Александра Орловского «Черкес» — с шашкой, «вечной подругой», как пишет Пушкин в «Кавказском пленнике».

Картина Ивана Айвазовского называется «Пушкин на вершине Ай-Петри». Они познакомились в 1836 году, художнику было всего 19 лет, а картина была создана в 1899‑м.

Александр Бенуа присутствовал на премьере оперы «Пиковая дама», которая состоялась в 1890 году. Он помнил юношеский трепет от произведения Пушкина и Чайковского, когда через 30 лет сам ставил оперу в Мариинском театре. На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к этой постановке.

Михаилу Врубелю принадлежит картина «33 богатыря», созданная по мотивам «Сказки о царе Салтане».

Илья Репин изобразил композитора Николая Римского-Корсакова, автора опер «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери».

К раритетам относятся портрет Александра I кисти Бориса Кустодиева, а также иллюстрации Николая Лапшина, известного мастера ленинградского пейзажа, к «Евгению Онегину». Издание не было осуществлено.

Виктор Попков, мастер «сурового стиля», создал неожиданный лирический пейзаж «Тригорское. Скамья Онегина». Павлу Павлинову принадлежит известный ксилографический портрет Пушкина. Владимир Фаворский подарил Русскому музею иллюстрации к изданию «Маленьких трагедий». Среди лучших скульптурных портретов Пушкина — работы Леонида Шервуда, Сарры Лебедевой, Михаила Аникушина.

Невозможно пропустить на выставке серию рисунков нашего современника режиссера и художника Резо Габриадзе «Пушкин на Кавказе». Они снова напоминают нам о веселом имени Пушкин.

Пожалуй, самым пронзительным произведением Пушкинианы является картина Евсея Моисеенко «Памяти поэта». Никита Козлов, «дядька», вносит раненого Пушкина в квартиру на Мойке, 12.

Фигуры Натальи Данько «Мария», «Гирей», «Зарема» по мотивам «Бахчисарайского фонтана» стали знаковыми для Ленинградского фарфорового завода.

Зоя Пенкина, мастер дымковской игрушки, создала серию по «Сказке о царе Салтане»: Салтан, Гвидон, Баба-бабариха и другие.

Выставку завершает трогательная деревянная елочная игрушка-укладка «Рыбка», созданная в 1910‑е годы в кустарных мастерских Московской губернии. Внутрь игрушки можно вложить новогодний подарок и напомнить детям замечательную сказку Пушкина о доброй и справедливой золотой рыбке.

В тему 

Пушкин не зря говорил: «…и назовет всяк сущий в ней язык», то есть его поэзия объединяет людей. После пресс-показа выставки состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Русским музеем и Республикой Карелия. «Мы будем развивать наш виртуальный филиал, увеличивая нашу медиатеку, создавая новый контент, посвященный истории страны, Петербурга, Русского музея и, главное, русского искусства, нашего национального достояния. Нас роднит то, что Карелия тоже петровский регион, и петровская тема наверняка будет частью нашей работы и в выставочном пространстве, и в пространстве нашего виртуального филиала», — заявила Алла Манилова.

«Карелия всегда находилась в зоне культурного взаимодействия, в частности, с Великим Новгородом, Санкт-Петербургом. Сегодня нам, безусловно, важно налаживать сотрудничество между нашими уникальными музеями. Огромное спасибо Русскому музею за ту роль, которую он играет в развитии таких отношений с Карелией», — отметил Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия.


#Пушкин #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7679) от 07.06.2024 под заголовком «Пушкин как праздник».


Комментарии