Сегодня в Доме журналиста открывается выставка, посвященная предстоящему 80-летию Великой Победы

«Слово — ленинградцам! Выдающиеся деятели отечественной истории и культуры на страницах «Ленинградской правды», 1941 – 1945 гг.» (12+) подготовлена сотрудниками Российской национальной библиотеки совместно с редакцией газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Сегодня в Доме журналиста открывается выставка, посвященная предстоящему 80-летию Великой Победы | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Значение «Ленинградской правды» в годы Великой Отечественной вой­ны трудно переоценить. С самых первых дней она была активным участником обороны нашего города, настоящим рупором его защитников. Заголовки передовых статей газеты звучали подобно набатному колоколу: «Враг у ворот!», «Все, как один, на защиту родного города!», «Не покладая рук работать для фронта!», «Преодолеем все трудности, завоюем победу!».

23 июня 1941 года газета вышла с передовицей «Враг будет разбит!», в которой говорилось: «История знает много варварских нашествий на нашу страну. Храбро и ожесточенно бились русские люди за свою родную землю, ни одному завоевателю не удалось господствовать в России. Русские воины громили врага и не раз победителями вступали в европейские столицы. Любовь к Родине, бесстрашие и воинская доблесть двигали чудо-богатырями Суворова, замечательными солдатами — сынами народа»…

У выставки «Слово — ленинградцам!» более двух десятков героев, и каждому из них посвящен отдельный планшет. Поэтический цех представляют Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Михаил Дудин, Николай Тихонов и Вадим Шефнер, публиковавшиеся на страницах «Ленправды» военного времени. Рядом с ними — военачальники Леонид Говоров и Владимир Трибуц, академики Александр Байков, Сергей Вавилов, Алексей Крылов и Евгений Тарле, композитор Дмитрий Шостакович, актер Николай Черкасов, театральный режиссер Александр Брянцев и другие наши прославленные соотечественники.

Дмитрий Шостакович писал в «Ленправде» летом 1941 года: «Я вступил добровольцем в ряды народного ополчения. До этих дней я знал лишь мирный труд. Ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации — однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна, но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь».

«Голосом великого Ленинграда» называл нашу газету поэт Николай Тихонов. В блокадной «Ленправде» трудились военные корреспонденты Марк Ланской, Александр Решетов, Василий Грудинин, художник Владимир Гальба — автор карикатур на страницах газеты.

Родным домом была редакция и для фотокорреспондента Давида Трахтенберга — одного из тех, кто создавал блокадную летопись.

«Ленинградская правда» отражала все, чем жил осажденный город, — отмечал впоследствии Николай Тихонов. — Трудящиеся несли в фонд обороны свои сбережения, все, как один, вставали на оборону, создавали неприступные оборонительные рубежи — об этом слово «Ленинградской правды» раздавалось в окопах и на площадях, на батареях и на кораблях, в землянках и квартирах…

На ее страницах прошли все имена героев, чьей неустанной доблести обязан Ленинград своей победой… Ее сотрудники шли в бой наравне с бойцами, чтобы видеть воочию, как творится победа… Партизаны читали ее в глубине лесов и черпали мужество и вдохновлялись на новые подвиги…»

Как вспоминала Мария Шконда, которая с лета 1942 года работала в отделе писем «Ленинградской правды», через нее прошли тысячи солдатских фронтовых треугольников и самодельных конвертов. Много присылали стихов с фронта, и на них отвечали литературные консультанты газеты, среди которых были Борис Лихарев, Вера Кетлинская и Софья Вечтомова. Напечатать все письма просто не было возможности, но иногда в газете делали подборки фронтовых авторов.

— После того как в октябре 1942 года я вступила в комсомол, мне поручили переписываться с военными, — вспоминала Мария Степановна. — У бойцов ведь была потребность получать на фронте теплые, сердечные письма, а переписываться им было не с кем: у многих родные погибли или были в оккупации. Много писем приходило из госпиталей, и не только ленинградских. Просили прислать газеты, и редакция всегда откликалась: отправляла их бандеролью.

Возглавляли газету в это суровое время поочередно два редактора: вначале  — бывший ректор Ленинградского университета Петр Золотухин (с 1944 года — заместитель наркома просвещения РСФСР), а затем секретарь горкома ВКП(б) Николай Шумилов. Как отмечал в своей книге «Ленинград действует…» писатель Павел Лукницкий, оба они «не по должности, не по званию, а по делу, которое они делали вместе с писателями и журналистами, были равнозначны самым крупным фронтовым военачальникам, — такова была разящая осаждавшего Ленинград врага сила нашего слова».

Когда началась блокада, здание, где находилась редакция, не раз оказывалось под огнем врага, поздней осенью 1941 года сотрудников перевели с верхних этажей в подвал. Там многие журналисты не только работали, но и жили.

«На протяжении 900 дней героической ленинградской эпопеи газета «Ленинградская правда», подобно бойцу-большевику, стояла в первых рядах защитников нашего города», — отмечал секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) по пропаганде Николай Синцов, всю блокаду находившийся в Ленинграде.

В те дни едва ли не каждый рабочий день газетчиков был подвигом. За все время осады лишь один номер газеты не увидел свет — от 25 января 1942 года. Он был уже набран и сверстан, но выпустить в свет его не удалось: в типографии, где печатали газету, не было электричества…

Выжить и выстоять помогала особая взаимопомощь и взаимовыручка людей, объединенных одним общим делом. В редакции работали отзывчивые люди, чужую беду принимавшие как свою собственную. Однажды в 1943‑м, как вспоминала Мария Шконда, у нее украли хлебные карточки: ее и мамины. В редакции узнали о беде и выхлопотали через райсовет, в виде исключения, иждивенческую карточку — одну на двоих.

— Но мало того, все эти восемь дней, до получения новых карточек, я обнаруживала в ящике своего стола кусочек хлеба, — вспоминала Мария Степановна. — И никогда никто не признавался, кто был автором этого подарка. Такова была сила особого блокадного братства…

А после войны главной темой «Ленинградской правды» стал призыв: «Мы защитили тебя, Ленинград, мы восстановим тебя!». Замечательный поэт Самуил Маршак посвятил нашей газете стихо­творение, в котором были и такие строки: «Пронеслись война, блокада, // Но во дни военных гроз // Наша правда Ленинграда // Устояла, как утес».

Читайте также: 

В День российской печати состоится торжественная передача в дар Русскому музею архивного номера газеты «Санкт-Петербургские ведомости»

Голос любимого города. 24 декабря 1924 года в прямом эфире впервые прозвучали слова «Говорит Ленинград!»





#выставка #Дом журналиста #Ленинградская правда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7824) от 13.01.2025 под заголовком «Голос великого Ленинграда».


Комментарии