Сегодня исполняется 175 лет со дня открытия первого постоянного разводного моста через Неву

У каждого петербургского моста своя история, и мостов у нас много — восемь сотен. Однако пропустить юбилей Благовещенского, конечно же, никак нельзя. Хотя бы потому, что это первый постоянный разводной мост через Неву. До этого через главную реку города перебрасывались лишь понтонные переправы, а зимой упряжки с каретами проезжали по льду. Дата открытия Благовещенского моста настолько влилась в историю Петербурга, что с прошлого года ей посвятили городской праздник — День мостостроителя.

Сегодня исполняется 175 лет со дня открытия первого постоянного разводного моста через Неву | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Отмечать 175‑летие Благовещенского решили полные две недели — от даты до даты: 21 ноября 1850 года мост торжественно открыли (по старому лето­счислению), а 4 декабря — День работника мостостроения Петербурга. Впрочем, мостовики-эксплуатационники к празднику, естественно, тоже присоединились. Куда же без них: мост построить — одно дело, но содержать его в полном порядке на пользу людям не менее важно.

Разводка моста — сложное взаимодействие механика и механизма, очень красивое и завораживающее. Я работаю здесь почти 25 лет, но до сих пор этот процесс вызывает ощущение восторга. Причем здесь требуется целый комплекс навыков и знаний: по гид­равлике, программированию, компьютерному управлению. Мы — специалисты широкого профиля. Благовещенский — один из самых красивых мостов на Неве. После реконструкции 2007 года он вернул былую роскошь. Изящный, ажурный, симметричный — воплощенный принцип золотого сечения, — говорит старший механик Благовещенского моста Максим Владимиров.

Сегодня участники бригады механиков, выйдя на рабочую смену, поздравят друг друга с памятной датой. А уже завтра празднование юбилея перейдет в официальную плоскость. 22 ноября в Музее мостов в Мучном переулке открывается фотовыставка «Невское ожерелье волжских берегов», впрямую связанная с нашим мостом через Неву. Проект подготовлен группой столичных фотографов.

Чуть позднее, с 3 декабря, также в Музее мостов будет открыта экспозиция, посвященная часовне Николая Чудотворца, которая размещалась на первой опоре Благовещенского моста с 1854‑го по 1930 год. Сооружение было построено специально для мозаичного образа Николая Чудотворца, однако в 1930 году памятник храмовой архитектуры был уничтожен, а икона утеряна. Центральный музей железнодорожного транспорта провел работу по возрождению памятника мозаичного искусства и подготовил полноразмерную реплику иконы Николая Чудотворца в мозаике. Освящение иконы пройдет 3 декабря.

Наконец, когда навигация уже закончится и мосты сведут свои крылья на целую зиму, в ночь с 3 на 4 декабря механики Благовещенского проведут разводку переправы, отсалютовав подъемом створок ее 175‑летний юбилей.

История моста большая, охватывает почти два века, и вспомнить есть о чем. Например, три его названия, и все исключительно звучные.

Освящался мост 21 ноября 1850 года при личном присутствии императора Николая I как Благовещенский, поскольку выходил на Благовещенскую площадь с одноименным храмом на левом берегу Невы. После кончины императора в 1855‑м мост стал называться Николаевским. Нынешнее поколение жителей города помнят его как мост Лейтенанта Шмидта, такое название было присвоено 17 ноября 1918‑го — в честь руководителя восстания на крейсере «Очаков» 1905 года. И лишь сравнительно недавно — 14 августа 2007‑го — переправе было возвращено название Благовещенский мост.

Мост построили из восьми пролетов, один из которых — вблизи Васильевского острова — был разводным: два крыла поворачивались в горизонтальной плоскости в направлениях, противоположных друг другу. На тот момент он был самым длинным чугунным мостом в Европе — около 300 метров. Открытие постоянной переправы значительно изменило жизнь российской столицы, способствовало деловому развитию, в некоторых случаях даже слишком активно.

Благовещенский3_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Как известно, Воскресенский Новодевичий монастырь сначала обосновался на Васильевском острове. Однако в середине XIX века, когда построили Благовещенский мост, 9‑я линия стала проездной дорогой к переправе. Монахини начали жаловаться на шум и сквернословие извозчиков. И в 1854 году высочайшим указом императора монастырь перевели на Московскую заставу, где он до сих пор располагается. А на 9‑й линии осталась Благовещенская церковь, которая вновь стала приходской, — рассказал нашей газете прихожанин историк храма Дмитрий Кувайкин.

У моста было много примечательных особенностей. К примеру, чугунные перила переправы с гиппокампами — морскими лошадями с рыбьими хвостами — проектировал известный архитектор Александр Брюллов, и эти перила считаются одним из лучших образцов художественного литья того времени. Через четыре года после открытия на мосту у его разводного пролета построили часовню Святого Николая Чудотворца. Когда ее снесли, гранит использовали при ремонте набережной канала Грибоедова у Львиного мостика. При этом сама часовня осталась зафиксированной на кинопленке — в фильме Эйзенштейна «Октябрь». Отметим также: как раз за Николаевским мостом у Английской набережной в 1917 году стоял крейсер «Аврора», и именно отсюда он выстрелил в направлении Зимнего дворца. На набережной по этому поводу установлен монумент.

За свою почти двухвековую историю переправа дважды капитально реконструировалась. В 1936 – 1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был перестроен по проекту инженера Григория Передерия. Количество пролетов сохранилось прежним, но развод­ным стал средний. Поворотную систему разводного пролета заменили раскрывающейся.

К началу XXI века мост имел ограничения по грузоподъемности автотранспорта до 20 тонн из‑за недостаточной прочности металлоконструкций пролетных строений. Потребовалась новая реконструкция. Причем переправу разобрали до основания. Однако, чтобы сохранить связь Адмиралтейского района с Васильевским островом, рядом был построен мост-дублер, который горожане не преминули окрестить «сыном Лейтенанта Шмидта». При этом важной особенностью проекта стало возвращение мосту его исторического облика. Тогда же ему вернули первоначальное название — Благовещенский.

МЕЖДУ ТЕМ 


Более 30 фоторабот представят посетителям Музея мостов историю современного Нового Волжского моста в Твери на выставке «Невское ожерелье волжских берегов». При реконструкции петербургского Благовещенского моста в 1930‑х годах его старые чугунные пролеты сохранили. Именно из них в 1956‑м построили Новый Волжский мост. На старых фотографиях можно увидеть, как чугунные конструкции режут на фрагменты. Их не стали утилизировать, напротив, захотели использовать повторно. Как раз в то время возникла необходимость построить новый мост через Волгу в городе Калинине (ныне Тверь). И чугун бывшего Благовещенского моста оказался очень кстати.

Между городами по прямой 470 километров. Если же ехать на машине, то на полсотни километров больше. Как же мост туда доставили? Существуют разные версии. По одной из них, части моста переправлялись по рекам на огромных понтонах. Но это неправда, все гораздо прозаичнее: мост переехал в разобранном виде по железной дороге и уже на месте собирался как огромный конструктор.

«Сразу после того, как эти арки были доставлены в Калинин, строительство моста не началось из‑за Великой Отечественной войны. Это произошло только в 1953 году, — рассказал тверской краевед Константин Литвицкий. — Завершено строительство было в 1956‑м. Проект подготовил ленинградский проектный коллектив во главе с архитектором Александром Воловиком. При разработке проекта выяснилось, что арок не хватает для того, чтобы полностью собрать мост. Недостающие арки были отлиты на Калининском вагоностроительном заводе».

Так теперь и стоит в центре Твери петербургский Благовещенский мост, нося неофициальное название Новый Волжский. Старым Волжским тверичане именуют соседнюю переправу возле Императорского путевого дворца, и она служит символом города: ее очертания нарисованы даже на бортах местных автобусов.

Читайте также:

Первый вантовый. Мост Александра Невского отметил юбилей

Крылья над Невой: в строительстве Большого Смоленского моста наступает технически сложный этап


#юбилей #Благовещенский мост #Музей мостов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (8040) от 21.11.2025 под заголовком «От Благовещенского до Благовещенского».


Комментарии