Съедобное несъедобное

Озвученная городским Центром контроля качества товаров, работ и услуг статистика проверенных продуктов с петербургских прилавков способна отбить аппетит даже у самого оптимистичногои жизнерадостного гурмана. С начала нынешнего года специалисты центра выявили 48% нестандартных образцов из общего количества проверенного сливочного масла, 23% – «некондиционного» молока, молочной продукции и консервов, треть – не соответствующих стандарту мяса и мясных полуфабрикатов, четверть – птичьего мяса и полуфабрикатов из птицы, 28% – рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов.

 Съедобное несъедобное | ФОТО Lorena Fernandez /shutterstock.com

ФОТО Lorena Fernandez /shutterstock.com

Количество продовольственных товаров, проверенных испытательной лабораторией «Петербургская экспертиза» Центра контроля качества («ПЕТЭКС»), достаточно велико, чтобы считаться убедительным. И при сравнении этих данных с аналогичными показателями прошлого года напрашиваются некоторые нерадостные выводы. Например, о том, что качество сливочного масла у нас еще больше ухудшилось (хотя и прошлогодние 42% «нестандарта» к позитиву не отнесешь). На 2% увеличилось несоответствие стандартам проверенной молочной продукции. На 17% по сравнению с 2014-м «испортились» птица и полуфабрикаты из нее. Мясо и мясопродукты остались на прошлогоднем неаппетитном уровне. И только с рыбой и морепродуктами после введения Россией ответных санкций и изменения структуры импорта стало чуть лучше – в прошлом году «некондиционными» были признаны все 35% из проверенных в «ПЕТЭКС» образцов.

Справедливости ради заметим: эта статистика не результат объективного сплошного мониторинга, какой, например, проводился Центром контроля качества в 2010 – 2011 годах. Тогда специалисты осуществляли регулярные закупки в магазинах товаров разных производителей по принципу случайной выборки. Теперь же лаборатория проверяет лишь то, что попадает в ее поле зрения благодаря жалобам петербуржцев и в рамках сертификации товаров – и значит некоторый первоначальный отбор «невкусностей» уже частично произведен.

– В нынешнем году петербуржцы стали чуть больше жаловаться на качество продуктов и непродовольственных товаров, но все же этот рост не слишком значителен, – рассказывает начальник «ПЕТЭКС» Людмила Гамова. – Более половины жалоб подтверждаются данными лабораторных испытаний.

– Спад качества нынче произошел прежде всего в группе молочных продуктов, – соглашается первый заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Александр Герман. – Мы видим большое количество фальсификаций, связанных с частичной или полной заменой молочных жиров растительными ради удешевления продукции.

В итоге масло сливочное, основу которого на 100% должен составлять молочный жир, на деле оказывается маргарином или спредом. Анализируя состав колбасных изделий в лаборатории, специалисты Центра контроля качества обнаруживают не заявленные пищевые добавки или замену мясного сырья более дешевыми компонентами – жиром, шкурой, субпродуктами.

– Нас не может не беспокоить очень высокий уровень нестандартных показателей в массово употребляемых петербуржцами продуктах, – говорит Гамова.

– Доля контрафакта на пищевом рынке сегодня достаточно большая, – разделяет ее беспокойство директор Центра контроля качества товаров, работ и услуг Ростислав Шипицын.

Для борьбы с контрафактом в Петербурге сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители профильных комитетов Смольного и правоохранительных ведомств.

Впрочем, подчеркивают специалисты по качеству, нынешний контрафакт несравним с тем, который захлестнул Россию в 1990-е годы. Например, жертвами фальсифицированного алкоголя с опасным метанолом в составе тогда стали тысячи человек. Сейчас же большая часть выявляемых несоответствий стандарту – по физико-химическим показателям, то есть по жирам и белкам в составе продукции. Они характеризуют только потребительские – вкусовые и идентификационные – свойства продукта, а не безопасность.

По словам руководителя «ПЕТЭКС», реально опасной для здоровья потребителей продукции по жалобам петербуржцев за последние два года в испытательную лабораторию не поступало.

Принципиальный с точки зрения развития ситуации момент: если продукция опасная, информацию о ней Центр контроля качества должен немедленно передать в Роспотребнадзор, после чего с производителем начнется серьезная работа и санкции ему грозят недетские. А вот если продукция «всего лишь» нестандартная, потребителю самому придется разбираться с торговой сетью. Скорее всего, ему просто возвратят стоимость недоброкачественного товара, и все. Впрочем, можно попробовать и судиться, вооружившись протоколом испытаний, чтобы взыскать с обидчика больший ущерб, но такая перспектива, как можно догадаться, привлекает редких покупателей сгущенки, колбасы и масла...

Также почему-то не считается опасным распространенное на практике вранье производителя о пищевой и энергетической ценности продукта, хотя с этим бы поспорили нездоровые люди, вынужденные придерживаться строгой диеты. Тем, кто привык высчитывать калорийность и сбалансированность рациона, полезно знать: вовсе не факт, что маркировка на упаковке йогурта или творожка соответствует действительности. «Чаще всего пищевая ценность продукта оказывается ниже заявленной: меньше белка, животный белок заменен на менее полезный растительный, – поясняет Людмила Гамова. – А энергетическая ценность, напротив, часто заметно выше указанной на упаковке. Мы встречали продукты, заявленные как маложирные, а на деле содержащие до 20% жира!»

Что же делать потребителю? Как защититься от фальсификата? И способны ли контролирующие розницу структуры реально изменить ситуацию на пищевом рынке?

В городском Центре контроля качества решительно заявляют: борьба с недобросовестными производителями в Петербурге выходит на новый уровень, и ее результаты в ближайшие месяцы и годы обязательно почувствуют покупатели.

«Присутствие города на потребительском рынке отныне будет больше, чем прежде, – обещает Ростислав Шипицын. – Наша функция – выявление нарушений и некачественных продуктов, а также донесение объективной информации до потребителя. Обобщенные результаты исследований образцов с указанием «авторства» нестандартной продукции будем вывешивать на сайте – как показала практика последних лет, это весьма действенная мера для недобросовестных производителей.

Мы хотим, чтобы жалоб и проверок было больше – тогда и качество продуктов на прилавках наших магазинов станет выше. Но понимаем, что человеку проще выбросить стаканчик некачественного йогурта, чем сигнализировать куда-либо, инициируя проверку. Поэтому мы сейчас меняем формат, максимально упрощая подачу заявления и процедуру рассмотрения жалобы. Сделаем более простым и интерактивным наш сайт. Многое можно автоматизировать и перевести на информационные рельсы, и тогда работа центра станет эффективнее».

Кроме «кнута» в борьбе с фальсификатами Центр контроля качества намерен активнее применять и «пряник». Речь идет о перезагрузке давно существующей, но так и не набравшей по-настоящему оборотов системе добровольной сертификации «Петербургская марка качества» (пока всего около 60 продовольственных товаров получили эту «марку»). Уже объявлен общегородской конкурс на новый логотип бренда «Петербургская марка качества», открытое голосование пройдет 24 июля. Помимо логотипа будут разработаны более высокие стандарты и более строгая система оценки критериев соответствия такой марке.

«Эти критерии будут включать в себя вкусовые и органолептические качества, вид продукта, дизайн упаковки. Будем проверять производственные помещения и контролировать полный цикл производства продукта, претендующего на этот высокий статус, – пояснил советник директора Центра контроля качества Владимир Баринов. – То есть процедура получения и подтверждения марки станет жестче, проверки чаще, анализ глубже, зато и вес бренда увеличится. А чтобы пищевикам было интересно участвовать в этой системе, мы будем активно продвигать в сетях этот знак, рассказывать о продукции, сделаем так, чтобы она выделялась на полках».

КСТАТИ

«Горячая линия» Центра контроля качества – 274-12-37 и 274-12-41. Заявления и жалобы потребителей принимаются также по адресу: Суворовский проспект, д. 65, лит. Б, 3-й этаж, каб. 1. В электронном виде – на сайте www.quality.spb.ru



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.


Комментарии