Главная городская газета

Сдвиг по фазе

  • 06.04.2015
  • Лев Березкин
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Десятилетняя битва за Ульянку: «Воин-В» против активистов

10 лет назад за развитие застроенной территории в Ульянке взялась компания «Воин-В». Как непродуманный проект реновации встретил отпор со стороны местных жителей - читайте в нашем материале. Читать полностью

Емкость с пропаном взорвалась на Литовской улице

В результате взрыва есть жертвы. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью

Дорожные работы в Петербурге сузят мосты и путепроводы

«Мостотрест» начал реконструкцию по замене асфальта на дорожных сооружениях. Автомобилистам вновь придется приспосабливаться к ситуации. Читать полностью

Петербургская промышленность выросла за полгода на 3,5%

Положительная динамика наблюдается на протяжении почти трех лет. В каких сферах отмечен наиболее активный рост?
Читать полностью

Автостоянка на 185 мест появилась в Московском районе

Припарковаться здесь могут легковые машины и мотоциклы. В какую сумму обойдется покой для автовладельцев? Читать полностью

В Ленобласти выбирают главный туристический символ

В 47 регионе стартовало открытое голосование за бренд аутентичной сувенирной продукции. Кто является основными претендентами на победу в конкурсе? Читать полностью
Реклама
Реклама
Сдвиг по фазе | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В Петербурге вновь становится горячей точкой территория рядом с бывшим Варшавским вокзалом. Едва успешно закончилась многолетняя борьба за сохранение Митрофаньевского кладбища, как возникли новые проблемы.

Под угрозой – объект культурного наследия, который в реестре памятников регионального значения именуется «Здание электростанции Санкт-Петербургской станции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги». Выразительное кирпичное здание построено в 1898 – 1899 годах, предположительно по проекту гражданского инженера Константина Лядова.

В 2001 году электростанцию объявили культурным наследием, но через несколько лет сняли с государственной охраны. Причины понятны: замышлялся грандиозный проект «Измайловская перспектива» с плотной высотной застройкой 465 гектаров территории от Обводного канала до Бассейной улицы, которая освободилась после закрытия Варшавского вокзала.

Постепенно после многочисленных протестов петербуржцев «выяснилось», что там находятся три кладбища. Для краткости их называют одним – Митрофаньевским.

Еще позже выяснилось, что Варшавский вокзал – это комплекс из двух десятков построек, ценных образцов промышленной архитектуры XIX века. Началась борьба буквально за каждый исторический дом.

В 2010 году Маргарита Штиглиц, крупнейший специалист по петербургской промышленной архитектуре, подготовила историко-культурную экспертизу по электростанции. В 2013 году здание снова стало памятником.

Кстати, всего ВООПИиК провел экспертизы по 12 объектам Варшавского вокзала. Половина уже признана памятниками, остальные экспертизы лежат на согласовании в КГИОП.

В Генеральном плане Санкт-Петербурга, действующем с 2005 года, на месте электростанции проходит магистраль городского значения. Что следовало сделать чиновникам? Внести изменения в генплан и найти альтернативу для пробивки магистрали. Тем более что был удобный момент. В прошлом году проходила сложная и громоздкая процедура, когда рассматривалось несколько тысяч корректировок.

Но чиновники решили генплан не менять, а вместо этого перенести электростанцию на запад от ее родного места. Как стало известно нашей газете, проведено несколько совещаний профильных комитетов, проект транспортировки здания обсуждается всерьез. КГИОП соглашается на перенос электростанции, вместо того чтобы ее охранять.

Маргарита Штиглиц напомнила, что в предметы охраны входит и местоположение электростанции, которая замыкает западную площадь Варшавского вокзала.

Александр Кононов, зампредседателя Петербургского отделения ВООПИиК, назвал планы переноса, мягко говоря, странными, а точнее – незаконными. Ему неизвестно ни одного примера передвижения исторических зданий в Петербурге. Когда при строительстве второй сцены Мариинского театра попытались передвинуть сохранившийся фрагмент Литовского рынка, он тут же рассыпался.

Если говорить о градостроительной ситуации, то новая магистраль упрется в Малую Митрофаньевскую улицу, за которой – кладбище. Образуется Т-образный перекресток со всеми выстреливающими пробками.

По неофициальным оценкам, перемещение электростанции обойдется в 300 млн рублей.

А почему не пробить магистраль с восточной стороны от Варшавского вокзала, где нет построек? Тем более что это более короткий путь для соединения с магистралью, проектируемой в обход кладбища. Кононов объясняет, что тогда будут затронуты интересы мощных девелоперских компаний, которые строят там жилые комплексы. Это большие деньги, выкупать территорию очень дорого.

Сразу за набережной Обводного канала проходит граница зоны регулируемой застройки. Что получается за ее пределами, хорошо видно от Московского проспекта: каменные джунгли подавили бывшее здание Скотопригонного двора.

Другой проблемой комплекса Варшавского вокзала стало редкое для Петербурга деревянное жилое здание, построенное в середине XIX века для железнодорожников. Это выявленный объект культурного наследия. Дом расселили три года назад. С полностью отрубленными коммуникациями он чудом уцелел под напором бомжей, разводивших там костры.

В начале 2015 года городские власти решили передать здание кризисному центру помощи, создаваемому Петербургской епархией. Представитель центра Валерий Клюка сообщил, что волонтеры разрываются между беготней по разным кабинетам, чтобы оформить документы на безвозмездное пользование и на подключение к коммуникациям, и поисками меценатов, которые окажут помощь, когда бумаги будут в порядке... А между тем дважды в день Клюка и его соратники проверяют деревянный дом: хотя его окна заколочены, а двери – на замках, туда постоянно пытаются проникнуть. Волонтеры не хотят играть с судьбой и ждут оперативных решений властей.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook