Сдвиг по фазе

В Петербурге вновь становится горячей точкой территория рядом с бывшим Варшавским вокзалом. Едва успешно закончилась многолетняя борьба за сохранение Митрофаньевского кладбища, как возникли новые проблемы.

Сдвиг по фазе | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Под угрозой – объект культурного наследия, который в реестре памятников регионального значения именуется «Здание электростанции Санкт-Петербургской станции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги». Выразительное кирпичное здание построено в 1898 – 1899 годах, предположительно по проекту гражданского инженера Константина Лядова.

В 2001 году электростанцию объявили культурным наследием, но через несколько лет сняли с государственной охраны. Причины понятны: замышлялся грандиозный проект «Измайловская перспектива» с плотной высотной застройкой 465 гектаров территории от Обводного канала до Бассейной улицы, которая освободилась после закрытия Варшавского вокзала.

Постепенно после многочисленных протестов петербуржцев «выяснилось», что там находятся три кладбища. Для краткости их называют одним – Митрофаньевским.

Еще позже выяснилось, что Варшавский вокзал – это комплекс из двух десятков построек, ценных образцов промышленной архитектуры XIX века. Началась борьба буквально за каждый исторический дом.

В 2010 году Маргарита Штиглиц, крупнейший специалист по петербургской промышленной архитектуре, подготовила историко-культурную экспертизу по электростанции. В 2013 году здание снова стало памятником.

Кстати, всего ВООПИиК провел экспертизы по 12 объектам Варшавского вокзала. Половина уже признана памятниками, остальные экспертизы лежат на согласовании в КГИОП.

В Генеральном плане Санкт-Петербурга, действующем с 2005 года, на месте электростанции проходит магистраль городского значения. Что следовало сделать чиновникам? Внести изменения в генплан и найти альтернативу для пробивки магистрали. Тем более что был удобный момент. В прошлом году проходила сложная и громоздкая процедура, когда рассматривалось несколько тысяч корректировок.

Но чиновники решили генплан не менять, а вместо этого перенести электростанцию на запад от ее родного места. Как стало известно нашей газете, проведено несколько совещаний профильных комитетов, проект транспортировки здания обсуждается всерьез. КГИОП соглашается на перенос электростанции, вместо того чтобы ее охранять.

Маргарита Штиглиц напомнила, что в предметы охраны входит и местоположение электростанции, которая замыкает западную площадь Варшавского вокзала.

Александр Кононов, зампредседателя Петербургского отделения ВООПИиК, назвал планы переноса, мягко говоря, странными, а точнее – незаконными. Ему неизвестно ни одного примера передвижения исторических зданий в Петербурге. Когда при строительстве второй сцены Мариинского театра попытались передвинуть сохранившийся фрагмент Литовского рынка, он тут же рассыпался.

Если говорить о градостроительной ситуации, то новая магистраль упрется в Малую Митрофаньевскую улицу, за которой – кладбище. Образуется Т-образный перекресток со всеми выстреливающими пробками.

По неофициальным оценкам, перемещение электростанции обойдется в 300 млн рублей.

А почему не пробить магистраль с восточной стороны от Варшавского вокзала, где нет построек? Тем более что это более короткий путь для соединения с магистралью, проектируемой в обход кладбища. Кононов объясняет, что тогда будут затронуты интересы мощных девелоперских компаний, которые строят там жилые комплексы. Это большие деньги, выкупать территорию очень дорого.

Сразу за набережной Обводного канала проходит граница зоны регулируемой застройки. Что получается за ее пределами, хорошо видно от Московского проспекта: каменные джунгли подавили бывшее здание Скотопригонного двора.

Другой проблемой комплекса Варшавского вокзала стало редкое для Петербурга деревянное жилое здание, построенное в середине XIX века для железнодорожников. Это выявленный объект культурного наследия. Дом расселили три года назад. С полностью отрубленными коммуникациями он чудом уцелел под напором бомжей, разводивших там костры.

В начале 2015 года городские власти решили передать здание кризисному центру помощи, создаваемому Петербургской епархией. Представитель центра Валерий Клюка сообщил, что волонтеры разрываются между беготней по разным кабинетам, чтобы оформить документы на безвозмездное пользование и на подключение к коммуникациям, и поисками меценатов, которые окажут помощь, когда бумаги будут в порядке... А между тем дважды в день Клюка и его соратники проверяют деревянный дом: хотя его окна заколочены, а двери – на замках, туда постоянно пытаются проникнуть. Волонтеры не хотят играть с судьбой и ждут оперативных решений властей.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (5432) от 06.04.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...