Сберегая бабушку

Трамвай резко набирает скорость, с грохотом несется в сторону притихших зрителей, а потом вдруг тормозит так, что из-под вагона летит пыль, а с токоприемника – снопы искр. Эпизод повторяется раз за разом, сменяются лишь машины (ЛМ-99 различных модификаций) и водители.

Сберегая бабушку | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это не городской экстрим и не кино, а самый, пожалуй, зрелищный этап городского конкурса профессионального мастерства водителей трамвая, прошедшего в седьмом трамвайном парке Петербурга.

В конкурсном испытании «экстренное торможение» каждый конкурсант на подъезде к трем последовательно расположенным светофорам должен набрать скорость 40 км/ч. Не больше и не меньше, за отклонение – штрафные баллы. При эксплуатационном торможении на такой скорости тормозной путь 45 метров, при экстренном – всего 21. Пульт управления сигналами – у судьи этого этапа. На кнопку он нажимает, не вынимая руки из кармана, так что и сам не знает, на каком из светофоров зажжется красный свет. После эффектного торможения вагона помощники судьи при помощи отвеса измеряют, на каком расстоянии от стоп-линии он остановился.

На каждом участке 600-метровой конкурсной трассы, которую машины проходят в среднем за 5 – 7 минут, у водителя свои задачи и свои сложности. Для кого-то самым трудным отрезком пути оказался вовсе не этот «экстренный», а тот, где нужно было двигаться с минимальной скоростью 5 км/час. Новшеством 2016 года для вагоновожатых стало внеконкурсное испытание на плавность хода «Сбереги бабушку»: требовалось проехать всю трассу, не уронив стоящий в салоне манекен старушки. Самым аккуратным водителем стала Елена Плисова из совмещенного трамвайно-троллейбусного парка.

– Мы стараемся формировать у нового поколения водителей максимально бережное отношение к пассажирам, – говорит заместитель главного ревизора «Горэлектротранса» Александр Дудоладов. – Во всех парках есть тренировочные полигоны, на которых постоянно отрабатываются навыки плавного и точного хода. Эта работа дает свои плоды: в последние годы падений пассажиров в электротранспорте стало существенно меньше, чем раньше, а падений с тяжкими последствиями нет вовсе.

То, что в профессиональном конкурсе предприятие делает ставку на молодежь, видно невооруженным взглядом: практически всем девятнадцати финалистам от 20 до 30 лет. И опыт работы небольшой – от полугода до 2 – 3 лет.

Выдвигали на конкурс, разумеется, лучших. Претендовать на победу мог только тот, у кого не зафиксировано нарушений должностной инструкции водителя и не случалось ДТП по его вине. В отборочном теоретическом туре 45 участников из всех пяти трамвайных парков «Горэлектротранса» и совмещенного трамвайно-троллейбусного парка (СТТП) состязались в знании ПДД, должностных инструкций, оборудования вагонов и т. д. В финальной практической части вагоновожатые демонстрировали культуру обслуживания (умение презентовать свой маршрут и общаться с пассажирами), приемку подвижного состава и мастерство вождения на трассе.

Из более чем трехсот линейных водителей парка # 7 в финал пробились пятеро. Один из них – 27-летний Олег Матюшенков (он водит трамвай по 64-му маршруту – от станции метро «Ладожская» до Ржевки) стал лучшим вагоновожатым Петербурга. Директор седьмого парка Василий Сотников (в прошлом сам водитель, конкурсант, участник всероссийского соревнования в Нижнекамске), хоть и говорит, что «болел за весь «Горэлектротранс», победой Матюшенкова доволен и считает ее своеобразным подарком к грядущему 85-летнему юбилею парка.

Рядом с опытными и заслуженными трамвайщиками соревнования судит 26-летняя Ольга Второва. Первые полгода своей трудовой биографии она работала здесь, в седьмом парке. На свой первый конкурс попала всего через год работы на сложнейшем 23-м маршруте от площади Солидарности до Финляндского вокзала (совмещенное полотно, узкие улочки, много машин и трамвайно-троллейбусных пересечений).

– Водители с 23-го маршрута всегда побеждают, вот и я сразу заняла первое место, – улыбается Ольга. – На следующий год тоже победила, после чего поехала в Самару на всероссийский конкурс, заняв там 20-ю строчку из 40. Трасса там была не похожа на трассу в СТТП, где раньше проходили наши городские конкурсы. Здесь же, в седьмом парке, нынче устроили маршрут по требованиям, близким к общероссийским.

По положению, водителям, занявшим первые три места, разряд повышают автоматически (нынче кроме Олега Матюшенкова это заслужили Дмитрий Плетнев из трамвайного парка # 1 и Алексей Медведев, 5-й парк). Поэтому Ольга, пришедшая два года назад на конкурс с третьим разрядом, сейчас уже имеет наивысший первый, а также должность начальника отдела эксплуатации трамвая СТТП.

– Самое сложное в нашей работе – соблюдать расписание движения и требования безопасности в сложных реальных условиях, – считает участник конкурса Сергей Чепак (он два года назад начинал работать на ЛВС, а теперь катается на суперсовременном красавце-«Витязе»). – Проще говоря – везти людей в жестких временных рамках расписания при перегруженных дорогах и, увы, не всегда высокой дисциплинированности других участников движения...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073 (5690) от 26.04.2016.


Комментарии