Самовар со дна речного

Многочерпаковые земельные снаряды поднимают с речных глубин ил, камень, мусор. А вместе с ними и исторические свидетельства прошлого. Работать начали традиционно в середине мая, закончат к концу осени. В этом году по адресной программе в порядок приводятся Мойка и Обводный канал в Кронштадте.

Самовар со дна речного | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

– Задачи у нас стандартные, – рассказывает заместитель начальника управления землечерпательных работ ГУП «Ленводхоз» Николай Токарев. – Выгребать из рек и каналов мусор. Срезать по ходу движения под корень буйные водоросли. И – углублять фарватер до нужных 2,75 метра. Течение в городской черте слабое, с наносами и отложениями не справляется. За десять лет таким образом дно подрастает на 30 – 40 сантиметров. Сами понимаете: не почистишь вовремя – река превратится в болото...

На Мойке земснаряд выходит на смену в восемь утра. Времени в обрез – ровно до полудня. После придется уходить на «якорь»: в узкой речке с караваном экскурсионных судов не разминуться. Можно было бы помолотить и ранним утром, на рассвете, но сонные горожане этого не поймут.

– В прошлом году чистили Обводный – там суда не ходят, работай хоть целый день, – поясняет Токарев. – В позапрошлом занимались Фонтанкой, там ширь, есть где развернуться. На Мойке в последний раз копали в начале двухтысячных, но тогда за день с десяток катеров заходило, договаривались, давали дорогу, на процесс это не влияло. А теперь – сплошной поток, с обеда до глубокой ночи...

В день в урезанном графике земснаряд проходит по реке 5 – 10 метров. В целом же в этом году нужно пройти 1 километр – от Поцелуева моста вверх до переулка Гривцова. В центре русла скребут по дну по полной, до нужных 2,75. У берегов уходят в воду только на один метр: набережные еще во время Петра укреплялись каменными откосами. Трогать их нельзя – завалится набережная.

– Грузим в день по 4 – 5 шаланд земли и мусора, – объясняет технологию вахтенный командир снаряда Михаил Коваленко. – Это немного: в прошлом году по 20 – 30 отправляли. На машине нас двое с мотористом. Я руковожу процессом. Моторист стоит у черпаков и выуживает тяжелые камни, металлолом, чтобы не застряли в конвейере. На загрузку одной шаланды уходит час. Дальше буксир ведет ее до Адмиралтейских верфей, составляет в караван и тащит до устья Красненькой речки. Там речной ил и мусор сгружаются в отвалы.

Глядя, как ковши черпают дно, удивляешься – чего только не прячется в этой глубине! Велосипеды, якоря, гири, ограды всех мастей, крышки от люков, кастрюли, самовары, россыпи разноцветных бутылок и пластиковых банок.

– Мойка – самая грязная, – говорит Коваленко. – Видимо, некоторые за помойку ее принимают...

На башне земснаряда красуется яркая деревянная бабочка, или моль, как называют ее речники. Своеобразный талисман машины. Лет пять назад бабочку подняли из воды, очистили. С тех пор каждый сезон подкрашивают.

Другие находки – оружие трех веков: ржавые автоматы, пистолеты, штыки. Как-то четыре заряженных гранатомета из Обводного вытянули – привет из «лихих 90-х»! В прошлом году саблю в истлевших ножнах времен Кавказской войны подняли, эфесы от шпаг с вензелями Александра I и Николая I. В нынешнем – старинный кинжал. А еще постоянно достают со дна монеты: царские, советские, современные – целые россыпи.

В этом сезоне, правда, с любопытными находками скудно: участок, на котором стоит снаряд, чистили не так давно. А вот отрезка от Фонарного моста до Синего ковш не касался больше трети века, вот там может быть очень интересно.

Хотя все находки – дело случая. Блеснуло на земляной куче в ковше – взял, посмотрел... Девяносто процентов артефактов отправляются в отвалы, в небытие. Этот богатый культурный слой как-то проходит мимо музейных работников и археологов.

На Обводном в Кронштадте вычищают участок от Никольского собора до морского завода. Сюда пригнали земснаряд поменьше (всего в «Ленводхозе» два снаряда) – он маневреннее, как раз для узкой артерии.

Черпает без перерывов с восьми утра до восьми вечера. Канал грязный: последний раз его чистили то ли 30, то ли 50 лет назад. Грунт тяжелый – глина, камни. Перед каждым мостом стрелу с ковшами приходится раскручивать и складывать вчетверо – на это уходит полдня, иначе не проползти. Случаются простои – одну шаланду нагрузил, вторую, третью, а отправить груз по Финскому в устье все той же Красненькой не получается – на заливе волна, а то и шторм. Словом, везде нюансы, рутиной и не пахнет.

Впрочем, никто из речников на нелегкий труд не жалуется.

– Нормальная работа, на свежем воздухе, – считает командир-механик снаряда на Обводном Сергей Блинов. – Опять же физический труд – это полезно. Лучше, чем в офисе сидеть в три погибели. Я тридцать лет работаю. Еще в 1980-е дамбу насыпал к этому самому Кронштадту. Главное, чтобы смена нам была. Приходят, конечно, сезонники. Но вообще молодежь к нам не особо спешит...

По словам Блинова, если смотреть на процесс чистки каналов в динамике, то за эти годы многое определенно поменялось в лучшую сторону. Стало больше техники – тех же катеров, шаланд. Глубины промеряют с помощью ГЛОНАССа. В 1990-е земмашины приходилось заправлять из бочек насосами – самим, в несколько рук. Теперь есть катера-заправщики.

И экология улучшилась – это мнение всех речников. Тридцать – сорок лет назад у каждой заводской трубы в городе вода была своего цвета. Землю с речного дна вываливали в городской черте прямо в Финский залив. Сами водоемы чистили не системно – например, только после ремонтов мостов. Последствия тех нерегулярных мер и сегодня видны – многие найденные, к примеру, монеты изъедены до неузнаваемости. Донный ил в некоторых участках с острым запахом. Но цветной воды сегодня не встретишь. Рыба в водоемах водится.

А вот земснарядов и кадров требуется все же побольше. Двух машин на такой огромный город маловато...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (5750) от 25.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.