Сам себе кассир
В супермаркете одной из известных петербургских торговых сетей появились кассовые терминалы самообслуживания, с помощью которых покупатели оплачивают свои покупки самостоятельно без участия кассира. Новинку сразу же оценила продвинутая молодежь, а вот люди постарше к кассам самообслуживания только присматриваются и предпочитают потратить время в очереди, дабы рассчитаться привычным способом.
Чтобы оценить новшество, я зашла в магазин во второй половине буднего дня. Всего в торговом зале 15 кассовых терминалов, из которых четыре – новые автоматы самообслуживания. Несмотря на то что у одиннадцати традиционных касс выстроились очереди, новые терминалы свободны. Периодически к ним подходят девушки и юноши, которые без особых проблем вбивают данные о покупках, расплачиваются, получают чеки и, отметив их в так называемых умных воротах, убегают по своим делам.
– Классная штука, – делится впечатлением студентка Ольга, – все понятно, а главное – в очереди стоять не надо.
К терминалу подходит пожилая дама с внуком-подростком. Пока она пытается вникнуть в принцип действия автомата, внук в два счета разбирается с сенсорным экраном монитора (так похожего на компьютер) и уже через пару минут уводит довольную бабушку из магазина с оплаченными покупками.
Кроме молодежи интерес к терминалам самообслуживания проявляют мужчины и деловые женщины, которым «надо срочно бежать».
– Ничего удивительного в этих кассах нет, – отмечает покупательница Ирина, – я часто езжу в командировки в Европу, там такое оборудование установлено во многих магазинах. На самом деле удобная вещь, но, когда есть возможность, я все-таки предпочитаю расплачиваться через обычные кассы.
По наблюдениям сотрудников магазина, к автоматическим кассам больше подходят местные жители, а вот приезжие (их много, так как магазин расположен рядом с Московским вокзалом) только с интересом наблюдают за диковинкой из очередей в обычные кассы.
Что ни говори, а людям все-таки необходимо живое общение. И даже некоторые молодые покупатели, выполняя инструкции автоматических касс, вполголоса пытаются с ними разговаривать. Я уж не говорю о пожилых: когда что-то идет не так, они начинают вслух ругать «глупую машину». В зоне автоматических касс присутствует специалист-консультант, который при необходимости объясняет, как пользоваться терминалом, и подсказывает, что делать, если машина и покупатель не нашли общего языка.
Более того, когда умная касса пробивает алкоголь или сигареты, она специальным сигналом подзывает своего коллегу-человека, который проверяет паспортные данные покупателя, и только после этого разрешает совершить покупку. Это позволяет контролировать продажу таких товаров в соответствии с действующими нормативными актами.
Я тоже протестировала кассу без кассира. Действительно, все просто и понятно на интуитивном уровне. Система «спросила» меня, нужен ли пакет, посчитала мои покупки, сканировав штрихкоды, «сказала», куда и сколько положить денег (специальное устройство пин-пад дает возможность проводить кассовые операции с помощью банковской карты) и выдала чек и сдачу (автоматы позволяют оплачивать покупки как купюрами, так и монетами). Скажу честно: рассчитавшись таким образом, я получила от процесса удовольствие. Работники супермаркета своими электронными коллегами тоже довольны. По их словам, очереди на основной линии касс уменьшились. Покупатели с интересом тестируют новое оборудование и постепенно к нему привыкают.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (5515) от 05.08.2015.
Комментарии