Садовую переобуют: трамвайные пути перекладывают на всем протяжении улицы
Единственная улица центра Петербурга, которая сохранила трамвайные рельсы на всем своем протяжении, — это Садовая. С лета прошлого года здесь начался ремонт путей. Строители переложили рельсы на части улицы — от Лермонтовского до Вознесенского проспекта. Однако капремонт требуется и другим участкам. Уже полным ходом идут работы на отрезке улицы от набережной реки Мойки до Инженерной улицы, затем рабочие пойдут дальше. Ремонт на Садовой отнесен к наиболее важным в городской программе перекладки трамвайных путей в этом году.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Движение по Садовой — от набережной реки Мойки до Инженерной улицы — сейчас полностью перекрыто. В ремонте участок улицы длиной около километра. Ограждения выставлены вдоль тротуара по обеим сторонам дороги. В тот день, когда я побывал здесь, порядка ста метров трамвайного пути, примыкающего к Инженерной улице, было укрыто плотной тканью. Рядом работал аппарат, подключенный к электрической сети.
— За счет этого аппарата подается теплая вода для подогрева уложенного бетона, чтобы он лучше схватился, — пояснил начальник участка Максим Степанов.
Работы ведутся практически на всем километре пути, отведенного для ремонта на данном этапе. Ближе к Мойке рельсы уже уложены. Как отметил начальник участка, здесь трамвайные пути укладываются на существующую бетонную плиту, она в хорошем состоянии. Поэтому и ремонт идет ускоренными темпами, рабочие намерены закончить работы тут уже к 15 марта.
— Но ведь надо будет еще улицу заасфальтировать, когда это будут делать? — поинтересовался у руководителя работ.
— Тогда, когда начнут работать асфальтовые заводы, — улыбнулся Степанов. — Зимой, при отрицательной температуре и при снеге, асфальт не укладывают, поэтому и асфальтовые заводы не работают. Это будет делаться ближе к лету.
Кстати, об асфальте. Напомню, наша газета прошлым летом, в августе, рассказывала о ремонте трамвайных путей на Лиговском проспекте — от Кузнечного переулка до Расстанной улицы. На всем этом участке проспекта проложена выделенная полоса для общественного транспорта. Не знаю, насколько хорошо там уложили рельсы, но вот прошло всего полгода, а асфальт весь в ямах и трещинах. Это притом что укладывали его летом. А поскольку по выделенке ездят не только трамваи, но также автобусы и троллейбус под номером 42, то все эти рытвины и трещины в асфальте им приходится преодолевать. Хотелось бы спросить у ремонтников и тех, кто принимал их работу: такое качество укладки асфальта всех устраивает?
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Но вернемся на Садовую улицу. Закончив ремонт километра пути от набережной реки Мойки до Инженерной улицы, бригада перейдет на другой участок — от Инженерной до Сенной площади, там им придется еще преодолеть Невский проспект. Так что автомобилистам надо будет готовиться к очередным ограничениям движения и перестройке маршрутов. Пока же, на время ремонта, при движении от Сенной площади водителям приходится поворачивать налево с Садовой на Невский проспект. На набережной канала Грибоедова движение сделано двусторонним — от Невского проспекта до Конюшенной площади. При движении с Петроградской стороны с Троицкого моста надо сворачивать на Дворцовую набережную.
Последний этап перекладки трамвайных путей на Садовой — от Сенной площади до Вознесенского проспекта. Все работы здесь планируют закончить в этом году. Причем Садовая отнесена городскими властями к наиболее ответственным объектам дорожных работ. Здесь устанавливают рельсы не только новые, но и более мощные — железнодорожные, они будут служить дольше, чем трамвайные.
По технологии укладка пути ведется с двумя бетонными плитами: на первую помещают рельсы, затем заливают вторую бетонную подушку. Для снижения вибрации между рельсами и бетоном укладывается амортизационный материал, чтобы трамвай шел мягко и почти бесшумно. В проектах также заложено использование отечественных термозакаленных рельсов с резиновым профилем, что способствует снижению уровня шума почти на треть.
При этом нынешняя технология обустройства трамвайного пути считается бесстыковой. Так как рельсы железнодорожные, то и метод взят из строительства железных дорог.
Рельсы соединяют между собой с помощью алюминотермитной сварки. Такая сварка обеспечивает высокую прочность и надежность соединения, уменьшает количество стыков. Значит, трястись в трамвае пассажирам не придется.
— А как же то, что известно из курса физики: при высокой температуре металл расширяется, при низкой сжимается, выходит, и длина рельсов будет изменяться? — решил уточнить у специалистов.
— Это более актуально для пустынь, где температура меняется в большом диапазоне. Но вы правы, такие расчеты проводятся при укладке путей в наших регионах тоже. Где необходимо, предусмотрена установка температурных компенсаторов в стыках рельсов, — отметил начальник участка.
Как уже сказано, ремонт Садовой поэтапно будет двигаться от Мойки до Вознесенского проспекта. На участке от Вознесенского до Лермонтовского проспекта новые рельсы уже уложены. В итоге на Садовой будут обновлены трамвайные пути почти на всем ее протяжении.
Отметим также, что в городской программе перекладки трамвайных линий на нынешний год запланирован капитальный ремонт 22 километров путей в нескольких районах, на это из бюджета выделено 4 миллиарда рублей. Кроме Садовой сейчас продолжается замена изношенного полотна на такой крупной магистрали, как проспект Просвещения: на участках от Энгельса до проспекта Художников и от проспекта Культуры до Светлановского.
В планах этого года также ремонт на проспекте Энгельса — от проспекта Просвещения до улицы Шостаковича, далее — от улицы Сикейроса до Поклонной горы. Еще один крупный участок перекладки путей — на проспекте Культуры: от Просвещения до проспекта Луначарского. Продолжится ремонт Новочеркасского проспекта, там трамвайные рельсы заменят на участке от Заневской площади до Красногвардейской площади.
При этом в Невском районе уже завершен ремонт первого участка трамвайных путей в нынешнем году, открыто движение на Народной улице — от Дальневосточного проспекта до Володарского моста, а также на Дальневосточном проспекте — от Народной улицы до ул. Тельмана.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7611) от 27.02.2024 под заголовком «Садовую переобуют».
Комментарии