С родными на марше

9 мая, по оценкам УМВД, в Петербурге в шествии «Бессмертного полка» приняли участие около 300 тысяч человек. В Москве – свыше полумиллиона. По всей стране – 12 миллионов. На 11 мая в электронную Книгу памяти – летопись полка – внесено уже 255 тысяч солдатских имен.

С родными на марше | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

К половине пятого подойти к месту сбора «Бессмертного полка» на улице Марата стало практически невозможно. Все окрестные улицы были плотно заполнены людьми и напоминали один большой трамвай в час пик. Юноши и девушки в волонтерских накидках старались передислоцировать людей с портретами, чтобы дать место вновь прибывающим. Вокруг редких гармонистов народ стоял плотнее, дружно и душевно распевали военные песни. На углу Марата и Стремянной тоже пели и читали стихи, но уже профессионалы – артисты двух петербургских театров и театральной академии.

Колонна двинулась к Невскому только в 18.30, через два с половиной часа после объявленного начала построения.

Комментируя «Первому каналу» эту гражданскую инициативу (заметим, впервые нынче проведенную и в столице), возглавивший шествие в Москве президент Владимир Путин отметил: «Ценность этой инициативы в том, что она родилась не в кабинетах, не в административных структурах, а в сердцах наших людей».

В чем секрет движения, которое всего за три-четыре года без какой-либо господдержки и финансирования охватило практически всю нашу страну и еще два десятка не наших? Почему оно стало поистине общенародным? Вряд ли дело только в том, что за организацию шествий на местах взялись представители «четвертой власти» (штаб полка возглавляют авторы идеи – томские журналисты, в большинстве регионов координаторами также стали руководители и сотрудники СМИ). Да, возможностей информировать жителей об акции и эффективно общаться с властью у газет и телекомпаний больше, чем у кого бы то ни было. Но разве мало у нас было в истории агиткампаний с нулевым эффектом? Думается, дело в другом...

По мнению многих участников движения, сама идея «Бессмертного полка» обладает огромной объединительной силой, потому что ее стержень – судьба человека, конкретного бойца, прямая личная память о нем. Это только кажется, что сражаются армии, на самом деле каждый солдат свою войну и свою смерть встречает один на один. И все мы, как бы то ни было, дети той войны, а шествие с портретами предков помогает это понять и острее прочувствовать каждому.

«Кажется, только взяв в руки штендеры с фотографиями дорогих лиц, мы вдруг начинаем осознавать, что весь этот хрупкий мир находится в тех же самых руках», – говорит журналист и переводчик Андрей Олеар.

В год 70-летия Победы «Бессмертный полк» стал всенародным не только по духу, но и по масштабу. Многие из тех, кто в 2014-м стоял по обочинам Невского, горячо приветствуя реку черно-белых портретов и крича «Спасибо за Победу!», нынче оказались в колонне. Петербургские организаторы отмечают, что на этот раз число участников акции было так велико, что шествие пришлось разделить на две части: первая прошла перед ветеранами, вторая замыкала общегородской марш.

У тех, кто пришел на построение на улицу Марата, впечатление было несколько иным: заготовленная схема размещения и движения просто не выдержала огромного наплыва людей, и первая колонна (а точнее, река человеческая) потекла по Невскому от площади Восстания без какой-либо команды или разрешения организаторов, сразу за ретромашинами. «Мы с сыном и рады были бы прийти куда надо и построиться, да только в пять часов это было уже физически невозможно», – объясняет петербурженка Ирина Чернова. «Нужно было как-то регулировать потоки. Или уж пусть бы все шли как шли, безо всяких построений», – вторит ей ветеран труда Мария Ерофеева.

Судя по всему, в Петербурге прекрасная идея полка, которую организаторы трепетно берегут от всяких посягательств, – абсолютная добровольность, свобода от казенщины, бюрократии, денег и политики – столкнулась с суровыми реалиями многомиллионного мегаполиса. Да, партийные флаги и баннеры, делящие колонну на городские районы, на таком шествии крайне неуместны. Но одновременно очевидно, что подобные шествия требуют более тщательной, продуманной организации – и 200 волонтеров для их регулировки недостаточно.

Впрочем, это все мысли на будущее. И возникают они именно потому, что «Бессмертный полк» состоялся в невероятных масштабах и стал одним из главных событий Дня Победы.

Наверное, он уже стал и неотъемлемой традицией этого дня.

Интересно, сколько новых однополчан после нынешних масштабных трансляций прибавит нам 2016 год?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5455) от 12.05.2015.


Комментарии