С оглядкой на Монблан

Четыре часа потребовалось Совету по сохранению культурного наследия, чтобы согласовать в понедельник отклонения от разрешенных параметров строительства в охранной зоне и зоне регулируемой застройки для четырех медицинских учреждений Петербурга как социально значимых объектов. Сомнений в том, что проекты одобрят, не было ни у кого с самого начала, но разговор получился серьезным и острым.

С оглядкой на Монблан  | ФОТО paulista/shutterstock.com

ФОТО paulista/shutterstock.com

Начали с самого сложного. Военно-медицинская академия заказала мастерской Михаила Мамошина проект современной многопрофильной клиники на 800 коек, для этого потребуется построить комплекс зданий общей площадью 145 тысяч кв. метров.

Несколько лет назад государство приняло стратегически важное решение не переводить ВМА в Горскую, поэтому строительство будет вестись на территории военного городка академии, точнее, внутри квартала, ограниченного Большим Сампсониевским и Лесным проспектами, улицами Боткинской, Академика Лебедева и Комиссара Смирнова.

Проблема в том, что новые 9-этажные корпуса будут высотой 33 метра, что выше окружающей застройки более чем в два раза. Кроме того, здание клиники будет видно на невских панорамах.

Большинство членов совета поддержали строгий проект Мамошина в духе северного модерна и советской архитектуры 1930-х годов. Что до небольшой видимости клиники со стороны Дворцовой набережной и нескольких других точек, то на фоне соседнего Монблана это сочли очень скромным вторжением.

Два важных пожелания архитектору высказали представители градозащитного сообщества. Во-первых, существуют две общепризнанные 3D-модели Петербурга, разработанные НИПЦ Генплана и Институтом территориального развития, на которых принято обкатывать проекты, – насколько новые постройки вторгаются в охраняемые панорамы. Надо играть честно и не бояться результата. Даже если клиника ВМА нарушает панорамы, это тот редкий случай, когда, возможно, допустимы отклонения от разрешенных параметров. Второе предложение – показать несколько вариантов архитектурного решения. Есть вероятность, что совместное обсуждение приведет к оптимальному варианту.

Не исключено, что проект клиники ВМА будет вынесен на рассмотрение Градостроительного совета Петербурга, там архитектурная дискуссия может быть глубже и подробнее.

Самым бурным было обсуждение проекта нового 5-этажного корпуса детской больницы святой Марии Магдалины. Хотя его официальный адрес – 1-я линия В. О., 58, реально здание будет выходить на 2-ю линию. Здесь закон требует не превышать окружающую застройку высотой 12,5 метра.

Проект имеет многолетнюю историю, сначала проектировалось здание высотой 28 метров и площадью 10 тыс. кв. метров, которое нарушало все панорамы. Снижение высоты до 21 метра сократило площадь до 4 тысяч кв. метров. Проектировало здание КБ ВиПС, архитектор Игорь Седаков заявил, что при новой высоте здание не будет видно в охраняемых панорамах. Но, как выяснилось на совете, и этот проект не тестировался на известных 3D-моделях.

Совет понимает крайнюю необходимость и важность расширения детской больницы. Но, как справедливо заметил Никита Явейн, восточная часть Васильевского острова – это самый исторический Петербург, какой только может быть. Отдельно в нем строили только дворцы, остальные здания примыкают друг к другу. Здание больницы грубо нарушает историческую ткань города, его назвали примером лапидарной архитектуры, типичной для позднего советского времени. Совет порекомендовал авторам проекта прислушаться к мнению профессионалов и даже готов создать для помощи им специальную рабочую группу.

Самым спокойным было обсуждение строительства нового центра хирургии детской больницы # 1 на Авангардной улице. Формально новый корпус рядом с Полежаевским парком не должен быть выше 15 метров, но медикам требуется для стационара на 250 коек высота 30 метров. Единственное пожелание совета архитекторам из «Стройкомплекта» – придумать такое здание, которое украсит вид из парка, а не испортит его.

Наконец, скромное 3-этажное здание дома-интерната на 50 человек в Павловске спроектировано «Питерстройсервисом» в охранной зоне. Там новое строительство запрещено, возможна только регенерация историко-культурной среды. Но важность объекта, а также контекст – зеленая зона, а не открытое городское пространство – позволили совету поддержать «преодоление охранной зоны». Теперь задача архитекторов и специалистов КГИОП корректно подвести интернат под регенерацию исторической среды.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5550) от 23.09.2015.


Комментарии