С ветром переборщили
Многие участники минувшей второй парусной регаты СПбГУ, как пить дать, вернутся на третью. Не только потому, что регата уверенно «раскрутилась» (вторая собрала вдвое больше участников, чем первая, - 18 студенческих команд из 15 российских вузов плюс 16 команд выпускников), но и потому, что выпускники на воду так и не вышли. Парусам нужен ветер, но не такой, что дул во вторник.
ФОТО предоставлено СПбГУ
Первые два дня регаты, пока шли студенческие квалификационные заезды и тренировочные гонки, петербургская погода еще держала себя в руках. Утром третьего дня дала провести студенческий финал, но уже выходила из себя. К середине дня, когда были намечены гонки выпускников, погода потеряла всякую совесть: при таком ветре было просто опасно выходить на воду.
Организаторы вышли из положения: сложилось стихийное заседание неформального парусного клуба, с рассказами опытных яхтсменов и набором команд в будущие походы. И все «оргвзносы» сделали действительными на следующую регату, так что, повторим, есть смысл вернуться.
Если «аристократы» Оксфорд и Кембридж веками «гребут друг против друга» на лодках, то российские вузы выбрали яхты. Принципиально.
- Сложилось определенное убеждение, что парусный спорт - элитарный: яхты, олигархи и прочее. Мы видим на примере этой регаты, что это не так, - говорят устроители. - Приезжают обычные ребята, не мажоры, активные, умные.
Задачей этого года было, чего уж там, отбить победу у москвичей: в прошлом году первой была команда московской Бауманки. Шли на яхтах класса SB20В - 20-футовых. Высшая школа экономики вообще свою лодку привезла на прицепе.
В лодках - по четыре человека; капитан и рулевой, как правило, знатоки, остальные - любители. Время гонки - 30 минут.
В этом году москвичи - на третьем месте (Стали и сплавов), «золото» и «серебро» - у наших: Университет имени Лесгафта и ЛГУ им. Пушкина, соответственно. Есть некоторая ирония: Ленинградский областной госуниверситет имеет ту же аббревиатуру, что в советские времена носил устроитель парусных гонок СПбГУ. У самого Университета - шестое место, но и чужие победы он может считать слегка своими: ректор областного ЛГУ Станислав Еремеев был деканом факультета политологии СПбГУ; Петр Францевич Лесгафт, чье имя носит вуз-победитель, если на то пошло, преподавал в Санкт-Петербургском университете анатомию.
Ни один морской вуз отчего-то не участвовал, хотя были званы. Да и из сугубо «спортсменов» был только Лесгафта. Правда, и среди студентов и выпускников абсолютно «сухопутных» технических и гуманитарных направлений оказались как любители («некоторые еще полгода назад не знали, что такое яхта», как сказали организаторы), так и те, кто ходил в долгие и опасные походы.
Идею регаты предложили года два назад студенты СПбГУ, подхватила Ассоциация выпускников. Один из устроителей, выпускник географического факультета СПбГУ Игорь Ходачек (сейчас - член правления и директор по стратегическим проектам Ассоциации выпускников) еще в 2007 году организовал в Университете секцию яхтинга: вместе с петербургским Парусным союзом, Речным яхт-клубом и Советом капитанов с тех пор проводят теоретическую подготовку - а летом «практика», и уже второй год - вот эта единственная студенческая яхтенная регата в Петербурге и единственная в стране, объединяющая студентов и выпускников.
- Сейчас парусный спорт становится все более разнообразным, - говорит один из организаторов, Денис Котляров, студент направления «Политология», парусным спортом занимается 15 лет. - Например, не так давно в Олимпиаде стал состязаться класс яхт со смешанным экипажем: два человека, мужчина и женщина.
Насколько «более разнообразным» стал парусный спорт, можно было убедиться, просто стоя на суше, на ступеньках яхт-клуба. Всем желающим молодой человек Павел демонстрировал относительно новую затею: «Турбозмей». У американцев он называется скучнее - кайтвинг. Такой парус-крыло: можно использовать при катании хоть на серфе, хоть на сноуборде, лыжах, роликах, коньках. У американцев эта штуковина стоит под тысячу долларов, поэтому россияне стали мастерить свои.
Устроители хотят, чтобы «благодаря регате сложилась такая же история, как, скажем, в Голландии». А в Голландии такая «история», что там яхта у каждого третьего. В северных странах - вообще у каждого второго.
- Главное препятствие для этого даже не в недоступности берегов и не в социально-экономическом положении, - рассуждает Игорь Ходачек. - А в менталитете. В отношении к морю.
Это для нас, сухопутных, Петербург - морская столица. Для яхтсменов город забрался далековато от открытой воды. И - сами помните, какие бои в девяностые шли за собственность на прибрежных территориях. Как говорит Ходачек, «тогда многие закрыли для себя парусный спорт, а разрыв поколений для любой нишевой активности (а парусный спорт - все равно не массовый) очень ощутим».
Сейчас этот разрыв латают.
Комментарии