С QR-кодом – в любую дверь. Как система ковид-паспортов влияет на бизнес

Система QR-кодов в России вообще и в Петербурге в частности охватывает все новые сферы – следом за музеями и театрами настал черед бассейнов и фитнес-центров, на очереди кафе и непродовольственные магазины, а может быть, и транспорт. И уже сейчас понятно: для бизнеса ковид-паспорта окажутся совсем не такими смертельными, как утверждали сами предприниматели.

С QR-кодом – в любую дверь. Как система ковид-паспортов влияет на бизнес | Фото Вадима АХМЕТОВА/URA.RU/TASS

Фото Вадима АХМЕТОВА/URA.RU/TASS

Еще недавно отовсюду звучали голоса об этической недопустимости дискриминации невакцинированных и «деления людей на сорта». Особенно часто об этом говорили предприниматели. В реальности, конечно, многих представителей бизнеса этика не так уж сильно интересует. Суть в другом: когда QR-коды вводят именно в отношении твоего бизнеса – это влечет за собой потери. Но если уж ограничения ввели для тебя, то лучше, чтобы аналогичная система коснулась и всех остальных сфер экономики. Ведь тотальные ограничения заставляют прививаться все большее количество людей, а это в свою очередь снижает потери для бизнеса.

Это и происходит, в чем можно убедиться на личном примере. Так, на прошлой неделе автор этих строк зашел в бассейн недалеко от станции метро «Автово» в надежде спокойно поплавать ввиду массового исхода невакцинированных. Реальность оказалась несколько иной.

Да, кто-то сдает абонементы, кому-то даже деньги возвращаем, – рассказала администратор, тщательно сверив мой код с указанными в абонементе личными данными. – Но в целом работаем нормально.

«Нормально» – это еще мягко сказано. В самое «мертвое время», то есть в середине буднего дня, сразу после санитарного перерыва, ни одной свободной дорожки найти не удалось, а на многих уже плавали по два-три человека. Посещаемость, словом, оказалась такой же, как и до введения QR-кодов. Хотя помимо проверки ковид-паспортов клиентов вполне могла бы отпугнуть и неработающая третью неделю сауна.

Конечно, аудитория бассейнов и фитнес-центров не совсем показательна – их посетители привыкли думать о своем здоровье и с большей готовностью идут на прививочные пункты. Но ведь и музеи с театрами сейчас не пустуют. Судя по всему, кафе и рестораны также сумеют избежать коллапса, вопреки паническим высказываниям их владельцев.

Да, летом в Москве после введения QR-кодов в общепите наблюдался массовый исход клиентов. Но тогда и общественное настроение, и уровень вакцинации были совсем другими. Когда привитых мало, организовать дружеские посиделки в ресторане практически нереально. Теперь ситуация иная – процент вакцинации среди взрослого населения в России вообще и в Петербурге в частности уже заметно превышает 50% и стремительно растет – в городе сейчас ежедневно первым компонентом вакцинируются около 20 тысяч человек. А с учетом официально переболевших доля обладателей ковид-паспортов составляет уже порядка 70%.

При таком раскладе все чаще будут возникать ситуации, когда полдюжины человек не смогут вместе посидеть в ресторане из-за всего одного непривитого. В некоторых случаях они все равно пойдут без него – и тогда он будет чувствовать обиду. Если же за компанию не пойдут все, то этот непривитый станет тем самым человеком, из-за которого страдают остальные.

Один-два таких эпизода – и даже убежденный противник вакцинации может изменить свою позицию. И чем дальше, тем в большем одиночестве будут оказываться непривитые, тем сложнее им будет держать оборону. Человек – животное стадное, идти против мнения явного большинства готовы немногие, как и чувствовать себя существом второго сорта. Все чаще над непривитыми в таких ситуациях будут подтрунировать или недоуменно пожимать плечами.

Конечно, отдельные антиваксеры-фанатики все равно останутся, но их будет не так уж и много.

Что в основном мешает людям вакцинироваться? Обычное невежество, разгильдяйство и фатализм. Автор этих строк не раз задавал невакцинированным знакомым простой вопрос: «А что привиться-то мешает?» – и ни разу не получал по-настоящему обоснованный ответ. Аргументация была в лучшем случае на уровне третьего класса средней школы. Почти все такие антипрививочники меняют свою позицию, столкнувшись с реальными мерами принуждения, более активной рекламной кампанией и огромным количеством привитых знакомых. А массовых акций протеста мы, разумеется, не видим.

Особенно нелепо звучит аргумент антипрививочников о недопустимости деления людей на сорта. Да, сегрегация – возмутительная вещь, когда идет речь о разных правах, например, в зависимости от цвета кожи или пола. Но здесь люди сами делают выбор – сохранить все права или же становиться фактическими изгоями.

TASS_49360616.jpg
ФОТО Максима КИСЕЛЕВА/ТАСС

При этом нужно понимать, что у государства есть права и на значительно более жесткие меры. Недавно Владимир Путин сравнил по количеству жертв пандемию с Первой мировой войной. Сравнение вполне корректное: в нашей стране реальное количество жертв коронавируса уже приближается к миллиону. По сути, идет мировая война с вирусом. Антиваксеры в этой войне сражаются на стороне противника, повышая риски не только для себя, но и для всей страны – и это, по сути, пятая колонна. И когда предлагают, например, лишать дипломов врачей-антиваксеров, удивляться нечему. На войне работают законы военного времени...

Если критиковать «деление на сорта», то пострадавшими можно назвать не противников прививок, а лишь тех, кто по объективным причинам не может прививку сделать. В Петербурге поначалу объявили, что будут выдавать ковид-паспорта обладателям официально выданных справок о медотводах, однако затем добавили важное условие – свежий ПЦР-тест. Налицо действительно некоторое ограничение в правах, но это решение властей можно назвать меньшим из зол. Как правило, обладатели медотводов попадают и в группы риска при заболевании коронавирусом, так что избегать общественных мест в их интересах. И в любом случае таких людей немного.

А вот кого действительно сейчас «обижают» несправедливо – это неофициально переболевшие с высоким уровнем антител. Прививаться им не нужно, а может быть, и опасно, но ковид-паспорта им не дают. Но, судя по всему, эта ситуация вскоре изменится – проблема обсуждается в различных инстанциях. Из конкретики по этому поводу – исследование института имени Гамалеи (разработчик вакцины «Спутник V»), которое показало: уровень антител в диапазоне 300 – 500 по шкале ВОЗ обеспечивает достаточную защиту. Вполне логично с таким уровнем или выше выдавать людям временные QR-коды. Заметим, что это весьма высокий уровень антител, в несколько раз выше пороговых значений в российских лабораториях. Так что обычный положительный тест на антитела не говорит о достаточном уровне защиты – требуется именно многократное превышение.

Отдельный вопрос, связанный с QR-кодами, – как именно будет организован контроль. С теми же бассейнами все просто: у обладателя абонемента достаточно один раз проверить QR-код, а дальше он может ходить свободно. Но в кафе и ресторанах проверять придется каждый раз, а это означает лишние трудозатраты. Еще более странно, что в торговых центрах проверки предполагается проводить не на входе в сам центр, а в каждой точке отдельно. Насколько строгим будет в такой ситуации контроль – большой вопрос.

Впрочем, правильную систему рано или поздно выстроит сама жизнь. И даже если временами будут пропускать отдельных нарушителей, им все равно надоест жить в полуподпольном режиме. Что до постоянных проверок, то наряду с раздражением обладатели ковид-паспортов нередко испытывают и некоторую гордость. Помните, как у Маяковского, «читайте, завидуйте...».

Ну а бизнесу помимо потерь система QR-кодов принесет и некоторые приобретения, которые со временем будут лишь расти. В конце концов, эта система повышает безопасность, ценителей которой тоже немало. И кто-то с большей охотой пойдет в театр или ресторан, зная, что там будут только привитые и переболевшие.

Напоследок – еще о двух нерешенных проблемах, связанных с вакцинацией. Прежде всего о вопросе взаимного признания прививочных сертификатов: сейчас получается, что большинство вакцинированных иностранцев не будут иметь права сходить в ресторан или музей. Некоторые ради решения этой проблемы делают две прививки (нашу и зарубежную), но рекомендовать такой вариант нельзя – иммунная система не железная. И если вакцинация «Спутником V» еще признается в ряде туристических стран и имеет перспективы получить признание ВОЗ и ЕС, то «Спутник Лайт» не признается практически нигде. А ведь именно им активно призывают ревакцинироваться наших граждан.

Сохраняется и проблема поддельных сертификатов, доля которых, по некоторым оценкам, составляет до 10%. К сожалению, в этом вопросе активность правоохранительных органов оставляет желать лучшего. Кого-то, конечно, ловили за руку, но по-настоящему показательных наказаний не было. Понятно, что полностью победить таких мошенников невозможно, но в силах государства сделать процесс получения поддельных сертификатов настолько опасным и сложным, что на него решатся только единицы.


#бизнес #предпринимательство #коронавирус #QR-коды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7055) от 22.11.2021 под заголовком «С кодом – хоть в воду!».


Комментарии