С острова на остров: Большой Смоленский мост строится, Ново-Адмиралтейский в перспективе

Мосты, развязки, новые дороги… Транспортный каркас города прирастает знаковыми объектами, и это одно из главных условий обеспечения комфортного проживания в мегаполисе. В ушедшем году открыли движение по таким крупным развязкам, как Шкиперская, Московско-Дунайская, Витебская, что сняло напряженность на дорогах сразу в нескольких районах Петербурга. В 2025‑м начнется строительство широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Под особым вниманием — сооружение новых переправ через Неву.

С острова на остров: Большой Смоленский мост строится, Ново-Адмиралтейский в перспективе | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Строительство Большого Смоленского моста началось в прош­лом году, причем сразу с двух сторон Невы — как на ее берегах, так и в акватории реки. Это будет юбилейный — двадцатый — разводной мост в Петербурге, с самого старта строительство переправы ведется быстрыми темпами. Открытие моста запланировано на 2029 год, но возможна корректировка сроков — на опережение, вплоть до 2027‑го. Это важно для развития всего транспортного каркаса города.

Работы ведутся активно, и такой темп в 2025 году будет сохраняться. Предпринимаем усилия по ускорению графика производства работ. При этом рассматриваем Большой Смоленский мост как неотъемлемую составляющую транспортной хорды обхода центральных районов города. Уже на выходе проектная документация развязки на Союзном проспекте, к реализации этого проекта в 2025 году должны приступить. Таким образом будет обеспечено связующее звено с проспектом Энергетиков. Также в стадии рассмотрения такой приоритетный объект, как путепровод в створе улицы Салова, который станет продолжением Большого Смоленского проспекта. В результате сформируется полноценный обход центральных районов, — пояснил вице-губернатор Николай Линченко, курирующий развитие транспортного комплекса города.

Другая переправа через Неву спроектирована в створе Зольной и Фаянсовой улиц — как составная часть широтной магистрали скоростного движения. Кроме того, власти города намерены вернуться к проекту строительства перехода через главную реку города в самом центре Петербурга.

Также в планах нынешнего года актуализация градостроительной документации по строительству Ново-Адмиралтейского моста. Необходимость этого перехода через Неву была утверж­дена еще в генплане города от 1966 года. Обоснованность создания переправы получила подт­верждение во вступившем в силу год назад новом генплане Петербурга. Сегодня обеспечиваем проект необходимой градостроительной документацией, — сообщил вице-губернатор.

Строительство моста от Васильевского острова к острову на другой стороне Большой Невы — Ново-Адмиралтейскому позволит разгрузить Благовещенский и Дворцовый мос­ты, а также в целом улучшить транспортную ситуацию в Василеостровском районе. Как уже сказано, предложение по сооружению переправы в этом месте признается целесо­образным еще с середины прошлого века. В 2008 году, при губернаторе Валентине Матвиенко, был направлен запрос в проектный институт на разработку высоководного разводного моста в створе 22‑й — 23‑й линий В. О. Проект не был реализован по разным причинам, в частности из‑за высокой стоимости строительства, тогда ее оценили в 5 – 8 млрд рублей. Однако актуальность его с каждым годом только растет.

Когда‑то в мировой классификации Петербург входил в список «городов на воде», наряду с итальянской Венецией. А для таких городов мосты — самая необходимая инфраструктура. В последние десятилетия у нас строились переправы на периферии мегаполиса. Это дело нужное и даже необходимое. Как ученый, отмечу: при этом создается несколько парадоксальный эффект — от строительства переправ в окраинных районах транспортная нагрузка на центр мегаполиса не сокращается, а даже увеличивается, и его надо разгружать. Отмечу также высокий профессионализм разработчиков транспортных проектов в советские времена. Радует, что руководители отрасли изучают их разработки, приступают к их реализации, — считает эксперт редакции профессор Олег Белый.

Конечно, в планах развития городского транспортного комплекса не только сооружение мостов. Одним из крупнейших проектов на ближайшие годы станет строительство широтной магистрали скоростного движения. Перед самым Новым годом было запущено движение по Витебской развязке. ­Шестиполосная магистраль длиной 2,6 километра соединила одноименный проспект с ЗСД, что само по себе важно для юга города. При этом Витебская развязка считается первым этапом прокладки ШМСД, продолжение ее строительства стартует в нынешнем году, весной намерены отметить это событие закладкой первого камня.

В ноябре на «Транспортной неделе» в Петербурге было подписано концессионное соглашение, срок действия которого 49 лет. Вся проектная документация на 2 – 4-й этапы сооружения ШМСД сейчас проходит экспертизу, экспертные заключения вскоре будут получены.

Мост2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Объем инвестиций по сооружению магистрали оценивается в 241 млрд рублей. И это будет еще один локомотив развития транспортной отрасли города на многие годы, — подчеркнул глава городского комитета по инвестициям Иван Складчиков.

Другой транспортный пусковой объект прошлого года — Московско-Дунайская развязка. Это уже третья развязка на Дунайском проспекте, построенная в последние несколько лет, что позволяет автомобилистам двигаться по проспекту в непрерывном режиме от Пулковского шоссе до Софийской улицы.

Пешеходные переходы в составе Московско-Дунайской развязки отнесены ко второму этапу строительства. Они сейчас прокладываются и до конца третьего квартала будут построены. Проектом предусмотрены подъемные механизмы для маломобильных граждан, — сообщил исполняющий обязанности главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‑Петербурга Евгений Варов.

В августе 2024 года открыт новый съезд Шкиперской развязки с Западного скоростного диаметра. В результате кварталы намывных территорий теперь подключены к скоростной магистрали. По расчетам, за счет этого небольшого съезда протяженностью 286 метров автомобилисты будут экономить примерно 20 минут времени при выезде в город. Для водителей это существенно. Полностью Шкиперскую развязку планируют ввести в строй в 2026 году. Объем инвестиций оценивается в 13 млрд рублей.

Кстати, на намыве Васильевского острова в прошлом году было проложено 7 километров новых дорог, которые обеспечивают не только сообщение внутри жилых кварталов, но и выезд через проспект Крузенштерна на Шкиперскую развязку и далее на ЗСД. Примерно столько же, порядка 7 километров дорог, построят и в этом году. Таким образом, улично-дорожная сеть на намывных территориях будет полностью сформирована.

Реконструкция и строительство новых дорог ведется и на другом острове — Котлин. В этом году в Кронштадте были построены два участка Цитадельского шоссе, Цитадельская дорога и — самое главное — реконструировано Кронштадтское шоссе, главный въезд на «Остров фортов».

Ленинград когда‑то был признан трамвайной столицей мира — за счет протяженности путей. Одно время с ними боролись, некоторые участки с рельсами были закатаны в асфальт. Однако в последние годы петербургский трамвай вновь в фаворе. Прокладываются новые трамвайные пути. В этом году продолжится строительство трамвайной линии Купчино — Шушары — Славянка, которая заметно улучшит транспортную доступность новых жилых кварталов на юге города: микрорайон, похожий на новый город-спутник, Славянка, Центральная усадьба поселка Шушары.

Скоростного трамвая там очень ждут. Длина пути составит 21 километр, по ходу трассы нужно возвести три моста и четыре путепровода. Кроме того, для линии построят трамвайное депо и так называемый трамвайный вокзал. В сентябре 2024‑го презентовали трамвай, который будет курсировать по данному маршруту, они будут производиться в Петербурге. В конце прошлого года по этому проекту совершена самая сложная операция — надвижка путепровода над Московским шоссе, железной дорогой и КАД. Сооружение производит большое впечатление, его длина почти 820 метров. В нынешнем году планируют ввести в строй первую очередь этой трамвайной линии — до Шушар, а в 2026‑м — до Славянки.

Также прорабатывается проект линии скоростного трамвая до города-спутника Южный и кампуса Санкт-Петербургского государственного университета в Пушкине. По проекту, кампус сможет вместить 16 тысяч студентов. Планируется построить закольцованную линию, которая в значительной степени решит здесь проблему общественного транспорта.

Читайте также:

Большой Смоленский построят на год раньше: работы ведутся со значительным опережением

Мост через капремонт. Обновление переправ и набережных города идёт по графику


#Большой Смоленский мост #инфраструктура #магистраль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7839) от 03.02.2025 под заголовком «С острова на остров».


Комментарии