С новыми штрафами! Законодатели двух столиц готовятся к сезону кикшеринга
Душа требует весны. Морозы, снегопады, гололедица и прочие прелести зимы уже порядком поднадоели. Хочется солнышка, пения птичек и асфальта, по которому можно пройтись, не рискуя попасть в травму. Портит предвкушение только одно обстоятельство: с приходом тепла на городских улицах появятся тысячи любителей двухколесного транспорта с электрическим приводом. А уж они, поверьте, способны изрядно потрепать нервы пешеходам.
ФОТО Доната СОРОКИНА/ТАСС
Погрозили пальчиком
О том, что электросамокаты, коих в крупных российских городах теперь немало, попав в руки людей, откровенно плюющих на окружающих, приносят множество проблем, мы рассказывали неоднократно. И вернулись к этой теме лишь потому, что депутаты Мосгордумы считают необходимым ввести ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) — в частности, новые штрафы для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Так, за езду в состоянии алкогольного опьянения или оставление места аварии депутаты предлагают наказывать наездника на 1,5 тыс. рублей, за создание помех движению пешеходов — на 1 тысячу. И принять такие поправки они хотят до 1 апреля. То есть до старта нового сезона, когда тысячи самокатов, моноколес и других СИМ снова выедут на тротуары и дороги.
Тоже мне новость! — скажете вы. Нечто подобное, с различными финансовыми вариациями штрафов, было озвучено уже неоднократно. Все верно. Озвучено. Но стали ли такие предложения реальностью? Увы.
По словам тех же депутатов Мосгордумы, само понятие «водитель СИМ» с марта прошлого года прописано только в Правилах дорожного движения. Причем, вопреки ожиданиям, это никак не повлияло на снижение числа правонарушений. По данным московских властей, с 1 марта по 30 сентября прошлого года только в столице с участием СИМ зафиксировано 665 ДТП, в которых погибли два человека, около 700 пострадали. Это втрое больше, чем годом ранее.
Напомним, что власти не первый год обсуждают меры по сокращению аварийности с СИМ. Так, в октябре 2023 года правительство РФ утвердило отдельную «дорожную карту» по этому вопросу. Именно она предполагала в том числе внесение ряда поправок в КоАП (штраф 30 тыс. руб. за нетрезвую езду, 3 тыс. руб. — за езду на электросамокате вдвоем) плюс обязательную регистрацию СИМ в цифровом реестре (по аналогии с постановкой на учет машин в ГИБДД) и другие меры. Однако все эти предложения остались только на бумаге. То есть лихачам на СИМ лишь погрозили пальчиком.
Правильно это? Разумеется, нет. Это вам скажет любой человек, который теперь ходит по тротуару с опаской. Может быть, поэтому столичные депутаты — хотя вряд ли кто из них является пешеходом — в срочном порядке решили вновь вернуться к этому вопросу? Пусть штрафы они предлагают не столь драконовские, но с чего‑то начинать надо.
Правда, возникает резонный вопрос: кто будет их выписывать, отслеживая нарушителей? По мнению депутатов, с этой задачей смогут справиться сотрудники ГИБДД и полиции. Вы в это верите? Сложно представить себе стража порядка, бегущего за самокатчиком с криком: «Стой, а то стрелять буду!». А тот лишь сильнее жмет на газ…
Вот и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что на каждом перекрестке по сотруднику ГИБДД не поставишь. «К тому же появляются все новые виды подобного транспорта. Например, электроскейтборды, электролыжи, которые развивают скорость до 60 км в час. И что, под каждый из них переписывать КоАП? Надо развивать инфраструктуру», — убежден Шкуматов.
Как считают многие эксперты, самокатчики не должны пересекаться с пешеходами, для них нужно вводить специальные полосы. Кто бы возражал? Но возможно ли это сделать в условиях, скажем, Петербурга? В городе даже для общественного транспорта «выделенок» не хватает. А для СИМ — тем более.
Поэтому максимум, что будет грозить двухколесным лихачам в этом году, — небольшой штраф за нарушение ПДД. И то, если соответствующие поправки примут, а самих лихачей удастся поймать.
Всесезонная угроза
Кроме электросамокатов в городах появилась еще одна двухколесная напасть: электровелосипеды, которым не страшна даже зима.
Они вполне успешно гоняют между сугробов. Кто с ними уже сталкивался (тем более — в прямом смысле слова), хорошо знают, что по «тяжеловесности» это совсем не велосипеды и там, где ходят люди, им явно не место.
Стоит отметить, что в основном таким видом транспорта пользуются курьеры. А их много, и это самые лихие «водилы». Как обезопасить от них пешеходов, обсуждали депутаты уже петербургского Законодательного собрания. Что же они предлагают?
Прежде всего идентифицировать каждого курьера. По их словам, «внутрифирменные» номера уже появились на арендных электросамокатах. Их же должны использовать и службы доставки. Кроме того, предложено организовать единый телефонный номер, на который любой петербуржец сможет сообщить о нарушении. Такие номера действуют для общественного и коммерческого транспорта.
А еще депутаты считают правильным привлекать к ответственности за нарушения ПДД не только курьеров, но и их работодателей. То есть, как и их столичные коллеги, они прорабатывают изменения в КоАП РФ об ответственности для юридических лиц, которые используют труд курьеров.
Пока же в кодексе предусмотрена ответственность только для физических лиц: за нарушение ПДД на велосипедиста налагается штраф в размере 800 рублей.
Опять же — кто доставщиков ловить будет? Сотрудники ГИБДД открещиваются от них как от чумы. Как, впрочем, и многие фирмы: дескать, это не наши сотрудники, мы лишь заказываем услуги по доставке.
Кстати, точное количество таких работников не знают даже представители компаний. Что немудрено. Вряд ли все такие работники оформлены как штатные единицы. Вот и получается, что опасная езда легко сходит лихачам с рук.
Не секрет, что курьеры на колесах создают помехи не только пешеходам на тротуарах, но и водителям на дорогах. Во Всероссийском обществе автомобилистов резонно замечают, что вообще‑то наказывать за лихачество надо всех нарушителей — независимо от того, кем они работают и на чем ездят.
Надо. Но как? Сейчас в нашем городе тестируют новые дорожные камеры с расширенными возможностями. Возможно, в будущем они смогут фиксировать и «курьерские» нарушения. Пока же, дорогие граждане, нам на тротуаре придется учиться быть более расторопными. И по возможности держаться от двухколесных подальше.
КСТАТИ
О том, что курьеры пренебрегают Правилами дорожного движения, в службах доставки знают. И даже вроде готовы оснастить номером каждый курьерский короб, чтобы затем по запросу ГИБДД сообщать имена нарушителей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7606) от 19.02.2024 под заголовком «С новыми штрафами!».
Комментарии