С небес под землю. От пробок на Поклонной горе избавят тоннели
Проект планировки строительства второй очереди Поклонногорской развязки вынесли на общественное обсуждение. Напомним, первую очередь — путепровод, соединяющий Выборгский и Приморский районы города, — открыли для движения транспорта в конце 2017 года. Эстакада протяженностью 400 метров тогда вознеслась над железнодорожными путями Финляндского направления. Вторая очередь развязки предполагает пробивку нескольких тоннелей — автомагистрали уйдут под землю. Это удорожает строительство, зато обеспечит движение без светофоров сразу по нескольким направлениям.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Поклонная гора — одна из самых напряженных в транспортном отношении и самых сложных для организации движения городских территорий. Запущенный шесть лет назад путепровод часть вопросов снял, но за прошедшее время транспортная ситуация здесь вновь усложнилась. Впрочем, Поклонногорская развязка изначально планировалась в двухэтапном исполнении. В генпланах города она фигурирует с 1986 года. Уже тогда было ясно: ситуацию здесь придется «разруливать», чтобы развести транспортные потоки на северных выходах из города, и простых решений не будет. Вынос разработок на общественные обсуждения — важный шаг. Это значит, что проектная документация проработана и все решения по распределению транспортных маршрутов определены, — считает эксперт редакции Виталий Зенцов, многие годы работавший зампредом городского комитета по градостроительству и архитектуре.
В проект планировки территории включены 17 гектаров земли на пересечении Поклонногорской улицы и проспектов Энгельса, Северного и Тореза. Сюда же выходят Выборгское шоссе, улицы Есенина и Сикейроса. Вторая очередь Поклонногорской развязки должна распределить автомобильные потоки по всем этим магистралям и удобно вписаться в улично-дорожную сеть севера Петербурга.
Специалисты утверждают, что с технической стороны все вопросы по реализации проекта решаемые. Сложнее — с организационной. При строительстве Поклонногорского путепровода, например, городу пришлось выкупить 11 участков земли, находившихся в частном владении. Вторая очередь — проект гораздо более масштабный. Без проблем с владельцами не только участков земли, но и небольших предприятий не обойдется. Причем перекладка инженерных сетей затронет в том числе и парковые зоны, а их в этой местности, несмотря на плотную застройку, достаточно много. Здесь же — Суздальские озера, в отношении прибрежного рельефа которых надо проявлять особую осторожность при прокладке тоннелей. Озера — на поверхности, а на глубине 70 метров в этих местах проходит синяя ветка метрополитена, и строителям нельзя будет допускать подвижек грунта, чтобы не навредить подземке.
Все эти вопросы заложены в обосновании проекта, при этом отмечается, что в целом благодаря станциям метро «Удельная», «Озерки», «Парнас» и «Проспект Просвещения» транспортную обеспеченность Выборгского района можно считать удовлетворительной. «Однако территория района слишком велика, существующих станций метро явно недостаточно. Владельцы личного автотранспорта, выезжая из района в центр города, вынуждены простаивать в длительных пробках. Имеющиеся развязки на выезде из северных районов не справляются с нагрузкой, и в час пик автотранспорт стоит на площади Мужества, Светлановской площади и площади Ленина», — говорится в сопроводительной записке к проекту.
При этом подчеркивается, что неоднократные реконструкции схем движения, корректировка режимов работы светофоров не смогли серьезно изменить к лучшему транспортную ситуацию в этом узле магистралей. Вывод делается такой: «Пропускная способность данного пересечения полностью исчерпана на участке проспекта Энгельса, являющегося продолжением двух автомобильных федеральных дорог: «Сортавала» Р33 и «Скандинавия» Е95».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Что же касается проектных решений, то основным створом для устройства путепроводной развязки принята Поклонногорская улица. На первом этапе работ планируется пробить тоннельный переход в створе этой улицы и Северного проспекта по две полосы движения в каждую сторону, причем протяженность подземного коридора составит почти километр. Встречные потоки в тоннеле разделят сплошной стеной, пешеходного и велосипедного движения не предусматривается.
Схема движения будет такой: правый поворот с Поклонногорской улицы на проспект Энгельса и правый поворот со стороны Северного проспекта на Энгельса. Трамвайное движение остается без изменений.
На втором этапе работ будет построена развязка на пересечении проспекта Энгельса и Выборгского шоссе, а также тоннельные переходы в створе проспект Энгельса — Северный и Энгельса — проспект Тореза. При этом по направлению в город ось Выборгского шоссе будет несколько сдвинута в сторону Суздальских озер. Проспект Энгельса в районе пересечения с Выборгским шоссе будет спускаться под это шоссе вместе с трамвайными путями с устройством тоннеля и подпорных стенок.
— Проект довольно дорогой, и это могло стать одной из причин того, что он так долго лежит на полке. С точки зрения проектирования и дорожного строительства особых сложностей при его реализации возникнуть не должно. Все обозначенные в пояснительной записке указания относительно линии метрополитена, реконструкции инженерных коммуникаций и сохранения уровня Суздальских озер разработчиками, конечно же, в проектных решениях учтены. Также не сомневаюсь, что специалистами рассмотрен вопрос так называемого второго барьера: вывода транспортных потоков с развязки на улично-дорожную сеть. Видимо, потребуется переустройство ближайших светофорных объектов, еще какие‑то мероприятия, которыми занимаются уже «схемники» — специалисты по организации движения в том или ином микрорайоне. Новая схема, безусловно, потребуется, она может не входить в основной проект самой развязки, а будет реализовываться ближе к завершению ее строительства, — поясняет профессор Зенцов.
Вопрос о стоимости работ (а это очень крупный и финансово объемный проект), как и конкретные сроки строительства, на общественных обсуждениях планировки территории не рассматривается. Однако обсуждения — один из необходимых этапов на пути к началу работ: проектирования, получения заключения Госэкспертизы, включения в бюджетные планы. При этом особо ответственный момент для такого напряженного узла, который сложился на Поклонной горе, — разработка схемы движения транспорта и ограничений для проезда на период строительства. Чтобы север города не встал в одной большой пробке, «схемникам» придется поломать голову.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7534) от 31.10.2023 под заголовком «С небес под землю».
Комментарии