С метро и автовокзалом. В город-спутник Кудрово необходимо пробить 2,5 километра тоннелей
В Кудрове подготовят всю необходимую инфраструктуру для ввода в эксплуатацию станции метро, об этом заявили в правительстве Ленинградской области. При этом власти соседнего с Северной столицей региона считают, что сроки открытия станции подземки в городе-спутнике нельзя переносить с 2027‑го на 2029 год. В Генеральном плане Петербурга до 2040 года с прогнозируемым периодом до 2050‑го пробивка продолжения Лахтинско-Правобережной линии до Кудрова также значится среди первоочередных задач.
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
Город-спутник относится к Ленинградской области, а ГУП «Петербургский метрополитен» — предприятие городское, однако особых разногласий в необходимости прокладки оранжевой ветки метро за пределы Северной столицы между правительствами двух регионов нет. Отдельный вопрос — о долях финансирования строительства, он неоднократно обсуждался, и консенсус в этом вопросе в основном достигнут. К тому же власти рассчитывают на софинансирование в реализации проекта федерального бюджета.
— Транспортные инфраструктуры мегаполиса и соседнего региона не могут рассматриваться независимо друг от друга. В связи с этим сформирован Координационный совет по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области, который возглавляет вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин. Вопрос о пробивке метро в Кудрово ставился на заседаниях совета, вероятность поддержки федерального центра достаточно велика. В скорейшей реализации проекта заинтересованы оба региона, причем город никак не меньше, чем область. Известно же, что значительная часть жителей Кудрова трудятся на предприятиях Петербурга, и в интересах властей города обеспечить им комфортный проезд на работу и домой, — считает эксперт нашей редакции, руководитель Совета по проблемам транспортных систем Санкт-Петербургского научного центра РАН Олег Белый.
Общая протяженность ветки от станции «Улица Дыбенко» до «Кудрово» составит 2,49 км, из которых на территорию Северной столицы приходится 1,5 километра. Кроме того, в конце ветки предусматривается строительство электродепо «Правобережное». Оценочная стоимость затрат на строительство со временем меняется, по одной из последних версий, расчетная сумма составляет порядка 74 млрд рублей: в 32 миллиарда оценивается строительство станции, в 42 млрд рублей — сооружение электродепо. Понятно, что цифры эти не окончательные и без федеральной поддержки обойтись будет трудно.
Стоит напомнить, что следующую станцию после «Улицы Дыбенко» на оранжевой ветке начали проектировать и даже строить еще в конце 1980‑х годов под рабочим названием «Народная», так как выход из подземки предполагался вблизи одноименной улицы. Однако в 1990‑е годы в городе мало что строили, заморозили и продление Правобережной линии. К идее вернулись уже в 2010‑е годы, когда началось интенсивное строительство города-спутника. Назывались разные сроки открытия станции — от 2019‑го до 2025 года. По последним прикидкам, проложить ветку до Кудрова планируется в срок с 2027‑го до 2029 года, однако Ленобласть рассчитывает именно на 2027‑й.
— Мы многое уже для этого сделали и делаем. Например, проводим работы по реконструкции улично-дорожной сети Кудрова, а именно — подходов к будущей станции метро. Уже приступили к строительству развязки в этом месте, начали реализацию проекта транспортно-пересадочного узла, который будет востребован жителями Ленинградской области и Петербурга. Мы сегодня заинтересованы в том, чтобы и правительство Северной столицы, и правительство России нашли возможность уложиться в сроки до конца 2027 года по строительству метро. Будем со своей стороны прилагать все усилия для того, чтобы эти сроки не менялись, — заявил губернатор 47‑го региона Александр Дрозденко.
О сооружении транспортно-пересадочного узла глава Ленобласти упомянул не случайно. Согласно проекту планировки, станция метро «Кудрово» будет построена вблизи Мурманского шоссе, возле ТЦ «Мега». Она будет обеспечена двумя вестибюлями, к которым подведут проезды. Вестибюль 1 будет совмещен с автовокзалом ТПУ «Кудрово». Вестибюль 2 разместится рядом с торговым центром. Таким образом, располагаться станция будет не прямо в жилых кварталах, а на некотором отдалении от них, поэтому крайне желательно связать ее с жилыми массивами автобусными маршрутами.
Здесь же рядом проходит железнодорожная ветка, которая может быть включена в комплекс транспортно-пересадочного узла. Но в любом случае метро Кудрову необходимо, и чем быстрее, тем лучше.
— Сегодня проживающие здесь люди ездят в Петербург через станцию метро «Улица Дыбенко». На автобусе, как правило, переполненном, до подземки можно доехать за 15 минут. Но это если не попадаешь в дорожную пробку, что случается очень часто, и тогда путь занимает до 40 – 45 минут. Чтобы не рисковать с опозданием и попасть в центр города вовремя, приходится выходить из дома часа за два. Есть и другой вариант, которым пользуюсь не только я, но и очень многие люди, — идти до метро пешком. Это займет полчаса, но тогда можно планировать время более точно. Хотя и здесь есть два пути: более длинный — по освещенным улицам и по парку, а если короче, то через поле, но там темно и всегда рискуешь испачкаться. Такие вот альтернативы, — рассказал нашей газете Дариус Панк, арендующий жилье в Кудрове.
Кроме пешей прогулки специалисты-дорожники рассматривают и другие альтернативы метро. Пробивка подземных тоннелей — дело не только сложное, затратное по времени, но и очень дорогое. Вместо метро можно было бы построить линию скоростного трамвая. Или запустить автобусы-экспрессы, сейчас маршрут обслуживают 24‑местные маршрутки. Говорят даже об обустройстве специальных дорожек для самокатов.
Однако экспрессы застрянут в пробках, может быть, поэтому их и не торопятся выводить на линию. А скоростной трамвай следует рассматривать только как дополнение к метро, поскольку население города-спутника растет быстрыми темпами. Сейчас там проживают порядка 70 тысяч человек, в перспективе, согласно градостроительным планам, число жителей Кудрова может составить 200 тысяч. Тогда трамваем точно не обойдешься.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7595) от 02.02.2024 под заголовком «С метро и автовокзалом».
Комментарии