С 1 сентября вступят в силу новые требования для таксистов
В добавление к ОСАГО они должны будут приобретать полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Решение, которого так ждали от властей участники рынка, принято в интересах пассажиров, подчеркивают законодатели. Ведь теперь в случае аварии пострадавшие будут получать страховую выплату до двух миллионов рублей. За отсутствие полиса ОСГОП перевозчикам грозят не только серьезные штрафы (для индивидуального предпринимателя или руководителя транспортной компании — до 50 тыс. руб., для юрлица — от 500 тыс. до 1 млн), но и прекращение самого бизнеса: по закону о такси, перевозчику могут приостановить или аннулировать разрешение на работу.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Между тем еще в июне Общественный совет по развитию такси (ОСРТ) обратился в Госдуму и в Минтранс с просьбой перенести на 2028 год сроки вступления в силу новой нормы. По мнению общественников, слишком быстрое внедрение ОСГОП помешает массовой легализации самозанятых водителей. В обращении указывалось и на нерешенность вопросов со страхованием ОСАГО для такси (стоимость полиса высока, да и в выдаче его многим отказывают) — общественный совет считает, что для начала стоило бы настроить эту систему. Были обозначены и другие вопросы.
Кстати, Министерство транспорта в своем ответе ОСРТ обозначило солидарную с ним позицию насчет переноса срока вступления в силу нормы. Правда, по мнению Минтранса, достаточно было бы годовой отсрочки — до 1 сентября 2025‑го. Однако Минфин и ЦБ высказали иную точку зрения, и эти предложения приняты не были.
Напомним, что закон, позволяющий региональным властям исключать из реестра машины без «правильного» ОСАГО для такси, действует с 1 сентября 2023 года. В некоторых субъектах стали регулярными рейды по выявлению таких автомобилей. В Краснодарском крае, например, из реестра исключено уже около 3 тыс. машин, в Москве и Московской области — около 5 тысяч. Подобная практика имеется и в других регионах. В Минтрансе отмечают: после исключения из реестра парки довольно быстро возвращаются с нужным полисом ОСАГО. По данным министерства, число желающих работать в такси легально в стране не сократилось.
А сколько их сегодня работает легально?
По данным того же Минтранса, в федеральной системе ФГИС «Такси» зарегистрированы свыше 92 тыс. перевозчиков (из них 25 тысяч — самозанятые), 572 тыс. автомобилей и 1,2 тыс. служб заказа. В реестре легковых такси Петербурга — свыше 53,6 тыс. машин (на 83 % больше, чем было в первом полугодии 2023 года, до вступления в силу нового закона о такси ФЗ-580), из них почти 11,1 тыс. включены в перечень в первом полугодии 2024‑го. Таким образом, количество легальных такси в городе нынче увеличилось на 18 %. Разрешения на перевозку пассажиров в первом полугодии получили 250 перевозчиков, из них 33 новых индивидуальных предпринимателя и 203 самозанятых. На сегодняшний день в региональных реестрах числятся 1832 перевозчика и восемь служб заказа легкового такси. Кстати, средний возраст автомобилей в реестре продолжает снижаться — с 4,1 года он нынче уменьшился до 3,7.
Что думают обо всем этом таксисты? Как оценивают уже случившиеся перемены и то, что их ждет в ближайшем будущем?
Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» провел детальный опрос 28 тысяч таксистов по всей России, выполнявших заказы в последние три месяца. В оценке влияния закона на безопасность в такси мнения разделились едва ли не поровну: 42,05 % считают, что она после 1 сентября прошлого года улучшилась, 55,53 % — что нет.
Готовность работать без официального оформления в случае, если не сумеют выполнить требования закона «О такси», выразили 72,61 % опрошенных. Выходит, те таксисты-частники, которых государство за последнюю пятилетку сумело вывести из теневого сектора и превратить в добросовестных налогоплательщиков, могут туда же и вернуться.
Что обо всем этом думают пассажиры? Опрос пользователей такси в июле по заказу того же «Цифрового мира» провел ВЦИОМ. Результаты исследования прокомментировал генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.
— Первой по значению проблемой, мешающей пользоваться услугами такси, наши респонденты называют высокие цены, — подчеркнул он. — И если эту проблему не решить, дальнейшее развитие рынка такси в России вряд ли возможно.
Высокая стоимость поездки на такси — главная причина, по которой россияне сегодня выбирают альтернативные виды транспорта (60 %). Кроме того, 56 % опрошенных учитывают скорость подачи автомобиля, 36 % — организацию, предоставляющую услугу. В числе других немаловажных факторов — способ оплаты (32 %), рейтинг водителя (28 %), внешний вид машины (26 %) и водителя (17 %).
По данным ВЦИОМ, семеро из десяти опрошенных россиян прибегают к услугам такси несколько раз в полгода (73 %), в том числе каждый десятый передвигается на такси раз-два в неделю (10 %), еще 27 % — несколько раз в месяц. Раз в год и реже ездят на такси примерно пятая часть опрошенных (18 %). Совсем не пользуются этим видом транспорта только 8 %.
КСТАТИ
Вступившие в силу ограничения на работу в такси на территории Ленобласти не затронут иностранных граждан государств — членов ЕАЭС и граждан стран с визовым режимом въезда. Об этом сообщила председатель областного комитета по труду и занятости населения Алла Астратова.
По ее словам, компании, индивидуальные предприниматели и другие хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги в сфере легкового такси, обязаны во исполнение постановления губернатора Ленинградской области от 19 августа 2024 года (№ 55‑пг) расторгнуть в течение трех месяцев трудовые договоры с иностранными работниками, имеющими патенты на работу таксистами, а также не имеют права принимать на работу новых работников. Запрет касается граждан Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Азербайджана. И не распространяется на иностранных граждан государств — участников Евразийского экономического союза — Армении, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, а также иностранных граждан из стран с визовым режимом въезда. Контролировать выполнение постановления будут сотрудники регионального МВД. Нарушение запрета влечет наложение административного наказания в виде штрафа.
Читайте также:
Самозанятые в парке. Как таксомоторный рынок приспосабливается к обновлениям законодательства
Беда не застанет врасплох. К чему стремится социально ориентированный страховой бизнес
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7736) от 28.08.2024 под заголовком «Такси у порога».
Комментарии