Ржевку наэлектризуют: общественный транспорт все меньше вредит экологии города

Возможно, кому‑то новость о закладке в промзоне «Ржевка» первого на Северо-Западе специализированного автопарка для электробусов показалась слишком специальной, интересной лишь транспортникам и далекой от чаяний горожан. Но это не так: сам проект и обозначенные сроки его реализации говорят о том, что город намерен сделать очень серьезный шаг в направлении «экологизации» городского транспорта. Шаг этот, конечно же, не первый: при переходе на новую модель транспортного обслуживания закупались только экологичные машины (сегодня на маршрутной сети Петербурга работают более 3 тысяч автобусов на газомоторном топливе — больше, чем в любом другом регионе России), небывалыми темпами обновляется и увеличивается парк современных экологичных и экономичных троллейбусов и трамваев. Специалисты подсчитали: в результате этих действий общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от общественного транспорта по итогам прошлого года сократился ориентировочно на 15 – 20 тысяч тонн, нынче он еще уменьшится примерно на 26 тысяч тонн. И эти радующие горожан цифры, надо полагать, не окончательные: работа продолжается…

Ржевку наэлектризуют: общественный транспорт все меньше вредит экологии города | ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Зарядка по ночам

В церемонии закладки парка в промзоне «Ржевка» (Красногвардейский район) кроме представителей городских властей принимала участие и руководитель Росприроднадзора — главный государственный экологический инспектор Светлана Радионова. По ее словам, сегодня Петербург занимает в общероссийской статистике 50‑е место по выбросам загрязняющих веществ, но происходящее обновление подвижного состава общественного транспорта, как надеется она, скоро позволит городу покинуть даже первую сотню антирейтинга.

Парк в «Ржевке» — инфраструктура, которая даст возможность кратно увеличить количество электробусов в городе. Сейчас их всего полтора десятка, в том числе два — тестирующихся с лета и два прибывших на днях также для опытной эксплуатации. Одиннадцать таких машин, находящихся в собственности «Пассажиравтотранса», и тестируемые образцы работают на трех маршрутах — № 7, 127 и 128.

В специализированном автопарке будут созданы все условия для технического обслуживания и ремонта подобного подвижного состава. Новый объект общей стоимостью под 11,4 млрд рублей будет располагать двумя площадками с производственными корпусами и зонами техобслуживания, стоянками для электробусов и станциями для их ночной зарядки. Электроэнергией его обеспечит подстанция «Ржевская», находящаяся рядом. Плановая вместимость автопарка — до 400 единиц транспорта. Первую его очередь на 132 электробуса планируют запустить уже в 2024‑м (тогда же город закупит около сотни таких бортов), вторая должна заработать два года спустя — в 2026‑м.

В отличие от ТУАХов — троллейбусов с увеличенным автономным ходом, которые, по сути, тоже являются электробусами, — такие машины не зависят от наличия контактной сети или специальных «быстрых» зарядных станций на остановках (по этому пути пошла Москва, отказавшаяся от троллейбусов в пользу электробусов с быстрой зарядкой). И в этом их главное преимущество. Но оно диктует и определенные требования: такой подвижной состав должен обладать запасом хода не менее 240 км (столичные электробусы начинали с запаса хода 50 км, сейчас там есть машины, которые могут проехать без зарядки около 80 км). Зато и создавать для их эксплуатации на улицах Петербурга особую инфраструктуру не потребуется — заряжать их станут медленно по ночам непосредственно в автопарке.

Другие преимущества будущих петербургских электробусов, связанные с их «электрическим» статусом и закладываемые в техусловия к конкурсам, — простота конструкции, бесшумность, быстрота разгона и торможения, маневренность, повышенная безопасность и комфортный салон.

Закупая новую технику, город выдвигает перед производителями еще одно требование: они должны быть зеленого цвета. Выбирая из трех вариантов, за «весенний зеленый» проголосовали почти 40 % из 18 тысяч петербуржцев, принявших участие в специальном опросе, проведенном ранее Смольным. «Большинство высказались за «весенний зеленый» — цвет природы и, конечно, экологии. Это соответствует нашему курсу на сохранение окружающей среды и сокращение вредных выбросов, которого мы придерживаемся», — отметил Александр Беглов.

«Сегодня больше половины нашего общественного транспорта работает на экологичных видах топлива», — добавил губернатор.

Предполагается, что закупать будут не только отечественные и белорусские электробусы, но и китайские. Какие для Петербурга предпочтительнее, станет ясно после завершения тестирования машин и проведения соответствующих закупочных процедур.

Новые электробусы начнут ходить по маршрутам в Красногвардейском, Калининском, Выборгском, Приморском и других районах города, обслуживая крупные жилые массивы. Такие, например, как ЖК «Цветной город» и «Новая Охта». По словам заместителя председателя комитета по транспорту Владимира Шмидта, количество используемых в Петербурге электробусов в ближайшие пару лет увеличится примерно в десять раз. К тому же строительство электробусного автопарка позволит создать 1,5 – 2 тысячи новых рабочих мест.

Стадо «рогатых» помолодело. Больше половины подвижного состава общественного транспорта, работающего на экологичных видах топлива, — это, безусловно, достижение для мегаполиса. Профильный комитет Смольного на протяжении последних десяти лет старается расширять использование экологичной техники на городской маршрутной сети, обновляя прилично износившийся парк традиционного электротранспорта и увеличивая его «ассортимент» новыми видами.

По программе обновления электротранспорта в Северную столицу уже поступило четыре сотни новых троллейбусов и трамваев, в том числе 97 «умных» трамваев, оснащенных системой активной помощи водителю, и 286 троллейбусов (включая 166 классических троллейбусов «Авангард», 97 ­ТУАХов «Ольгерд», 23 — особо большой вместимости «Премьер»). Весь транспорт — экономичный, безопасный, бесшумный и комфортный для пассажиров: низкопольный и снабженный всякими полезными штуками вроде зарядок для гаджетов… Всего в рамках этой программы Петербург до 2028 года получит 596 новых трамваев и 587 троллейбусов, в том числе 207 — с увеличенным автономным ходом. Из них совсем скоро — уже в следующем году — будет закуплено более 300 новых трамваев и свыше 300 троллейбусов.

Важной частью программы развития городского электро­транспорта является проект «Рельсы», по которому с 2022-го по 2028 год будет проведен капитальный ремонт примерно 160 километров трамвайных путей. Другой проект «Энергия» предусматривает до 2028 года поэтапное обновление около 900 км контактной и кабельной сети и замену оборудования на всех 86 подстанциях «Горэлектротранса». Развитие «рогатого хозяйства» особенно важно и выгодно городу, ведь срок жизни (работы) трамваев и троллейбусов в разы больше, чем у автобусов и даже электробусов.

Загрязненность нашего воздуха, по данным природоохранного комитета, в последние годы существенно снизилась: в 2013 – 2018 годах суммарные выбросы (от промпредприятий и транспорта) варьировались между 512 и 558 тыс. тонн, с 2019‑го по 2022‑й этот показатель колебался вокруг отметки 200 тысяч тонн. «Автомобильные» выбросы также резко уменьшились в последние годы: если в 2013 – 2018 гг. они держались на уровне 464 – 470 тыс. тонн, то в 2019‑м упали до 134 тысяч, в 2020‑м — до 131, в 2021‑м — до 128,9, в 2022‑м — 132,8 тыс. тонн. Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха в прошлом году зафиксировано не было.

Город пишет себе новую — чистую историю…


#транспорт #модернизация #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (7530) от 25.10.2023 под заголовком «Ржевку наэлектризуют».


Комментарии