Рыночная ты моя… Петербуржцы сегодня могут спорить до хрипоты, какой быть Сенной площади

Нужны ли на площади торговые павильоны? Восстанавливать ли разрушенную в начале 1960‑х церковь? Но к месту ли тогда здесь будет современное здание ТРЦ? Как отмечает наш собеседник экскурсовод Станислав БАЛАЦЕНКО, став сегодня благоустроенной и даже парадной, площадь, на которой повсеместно шла торговля, в каком‑то смысле потеряла свое лицо.

Рыночная ты моя… Петербуржцы сегодня могут спорить до хрипоты, какой быть Сенной площади | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Неужели вам бы хотелось вернуться во времена «дикого капитализма», когда на Сенной развернулось неприглядное буйное торжище?

Балаценко_С.jpg


— Ни в коем случае. Тем более что я прекрасно помню, какой тридцать лет назад была Сенная площадь — одновременно гигантской стройплощадкой метрополитена и до крайности нецивилизованным рынком. Я в ту пору ее как площадь не воспринимал вообще. Хотелось как можно скорее, выйдя из метро, по дуге обойти это базарное пространство, оставить его за спиной. Площадь была действительно жуткой. Она как будто «застыла» в эпохе Достоевского…





ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 1990‑е годы, как и многие, я ездил на Сенную, потому что на ней в ларьках продавались дешевые продукты… Более приятные воспоминания из юности относятся к книжным магазинам, которые находились рядом, на Садовой улице. А еще на торговом развале прямо напротив станции метро продавали старые монеты. В те годы я как раз увлекался нумизматикой и за копейки там можно было приобрести весьма интересные экземпляры.

Иное осознание Сенной площади у меня началось, когда я углубился в историю. И сейчас Сенная — едва ли не одно из моих самых любимых мест. Пешеходная экскурсия вокруг площади занимает три часа. Столько всего интересного можно рассказать… Одна история с поручиком Горсткиным чего стоит! Возвел за свой счет мост через Фонтанку, а когда на него наложили штраф за то, что не согласовал работы с городскими властями, сделал проход по мосту платным…

Поилка_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Прогулки по непарадному Петербургу нынче в моде?

— Еще как в моде! Помню, однажды мне довелось вести самую обычную обзорную автобусную экскурсию по городу для туристов откуда‑то из Поволжья. Под самый конец они мне заявили: «Вы нам весь город показали, а вот главную площадь — нет». Я задумался: мы же все посмотрели! Туристы говорят: «Хотим увидеть Сенную!».

Мы умудрились каким‑то чудом припарковать автобус в самом центре площади. Туристы высыпали на улицу, а через некоторое время вернулись в большом недоумении: где же «петербургские трущобы»?!

— Что они ожидали увидеть?

— По произведениям Достоевского, Крестовского люди знают о том, что такое Сенная площадь. И мне на экскурсиях задают зачас­тую одни и те же вопросы. Почему именно здесь, вспоминая строки Некрасова, «били женщину кнутом, крестьянку молодую»? Особенно много вопросов про то, где здесь были бандитские места, «малинники»…

Панно_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Почему это столь интересно? Да очень просто: пороки всегда притягательны. Люди терзают вопросами про проституцию, процветавшую в бывшем Таировом переулке. «А правда, что именно там Раскольников познакомился с Сонечкой Мармеладовой?».

Рассказывая о Сенной, приходится всякий раз отделять реальные исторические факты от мифов и легенд. Ведь Сенная не всегда была, условно говоря, круглосуточно торговой. При Екатерине II рыночными днями здесь служили только понедельник и четверг. В остальные дни площадь становилась огромным пешеходным пространством…

Вот с начала XIX века — да, постоянное торговое место. Но нынешнюю Сенную площадь, конечно, не узнали бы ни Екатерина II, ни Николай I, усмиривший на ней, как гласит легенда, холерный бунт… То, как выглядит сейчас площадь — почти парадно, — очень близко к тому, что хотел видеть Александр I. У него был план превращения Сенной в зеленую зону. Я думаю, что он был бы доволен. Зелени, конечно, хотелось бы больше…

— Свой нынешний облик площадь приобрела примерно двадцать лет назад, но даже и с тех пор она сильно изменилась.

— Жаль, что недолго простояла на ней облицованная стеклянными панелями колонна мира. На мой взгляд, она вовсе не была лишней, поскольку в какой‑то степени восполняла утраченную архитектурную доминанту — знаменитый 

Спас-на-Сенной. Колонна была видна отовсюду. В темное время суток, подсвеченная, она придавала площади особый облик…

Вот то, что лет пять назад убрали большие черные торговые павильоны, явно пошло на пользу. Площадь стала восприниматься гораздо шире и просторнее. Однако, повторюсь, Сенная — торговое место. Торговля — смысл ее существования. Сейчас на самой площади торговли практически нет. Но если посмотреть, вокруг нее — сплошные торговые заведения. И что любопытно, здесь едва ли не самый «чайный район» Петербурга. Чуть ли не в каждом втором доме — магазин по продаже чая… Так что ничто никуда не исчезает, все продолжается, только в других формах.

МНЕНИЯ

Любовь ЧУРИНА, заведующая научно-ведомственным архивом Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

— В моей жизни Сенная площадь — как солнышко, от которого расходятся лучи, всегда любимые. Луч учебы — на трамвае в институт, чтобы восхищаться преподавателем, который правой рукой выводил на доске формулы, а левой делал рисунки. Луч работы — по переулку Гривцова до детской библиотеки имени Пушкина, затем в Русское географическое общество… Когда бываю на Сенной, всегда смотрю на окошко на четвертом этаже жилого дома слева от переулка Гривцова. Там, в самом «котифицированном» окне города, оборудованном металлическими сетками и удобными лежаками, целая кошачья компания круглые сутки присматривает за птичками и людьми… А под липами неспешно вышагивает пожилой джентльмен, неизменно выгуливающий воспитанную пятерку собак самой «роскошной» породы — «петербургский двортерьер».

Анастасия ТОРОХТИЙ, художник, педагог:

— Когда лет десять назад я переехала в Петербург из Якутии, то жила на Гороховой улице, совсем рядом с Сенной площадью. Фактически — мое первое реальное знакомство с петербургской жизнью проходило здесь. Сенная — это целый мир, и все его воспринимают по‑разному. Одним площадь кажется гигантским проходным двором, других, в том числе и меня, она притягивает своей камерностью. Помню, когда мы с учениками думали над нашим проектом в конкурсе «Учитель и ученик», я только тогда обратила внимание, что на Сенной площади есть поилка-фонтан, посвященная Посейдону. Почти такой же, как в Воронихинском сквере у Казанского собора. Тогда я еще больше стала вникать в историю Сенной площади.

Владимир ПЯНКЕВИЧ, доктор исторических наук, профессор СПбГУ:

— Сенная площадь — парадоксальное пространство. От гомонящей реальности Сенного рынка, постоянного людского потока трех станций метро ее энергия постепенно замирает, растворяется в сонном воздухе Коломны. Кажется, что там на всем лежит печать сна, паутина времени… Но именно туда, в Коломну, на Театральную площадь, в Консерваторию, устремлен студенческий поток, начинающийся на Сенной площади. Ребята с инструментами в руках или за спиной решительно напоминают о непреходящей жизни. Есть и еще как минимум два студенческих потока, которые стартуют с Сенной площади: один — в Университет путей сообщения, другой — в Университет промышленных технологий и дизайна.


#сенная площадь #достопримечательности #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7630) от 26.03.2024 под заголовком «Рыночная ты моя...».


Комментарии