Главная городская газета

Русский в военной раме

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Какое будущее ждет автовокзалы Петербурга?

Автовокзал «Южный» в составе транспортно-пересадочного узла «Купчино» значительно улучшит транспортное обслуживание жителей юга Петербурга и уменьшит нагрузку на улично-дорожную сеть центра, но не обеспечит в полном объеме обслуживание международных и межрегиональных автобусных маршрутов всех направлений.... Читать полностью

К Исаакию вернулся фонарик

Ко Дню города один из главных символов Петербурга Исаакиевский собор предстанет в своем первозданном виде. Основные реставрационные работы на главном куполе собора, включая световой фонарик и крест, закончены. Читать полностью

Как метаморфозы «Ночи музеев» стали ее «элементами»

Более 95 тысяч человек посетили «Ночь музеев» в Петербурге, по сравнению с 2017 годом количество гостей увеличилось на 5 тысяч. Именно на такие цифры ориентируются организаторы акции, больше за 12 часов работы - с шести вечера до шести утра музеи не могут принять физически. Читать полностью

Поздравление с 315-летием Санкт–Петербурга от полпреда президента РФ по СЗФО Александра Беглова

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов поздравил петербуржцев с Днем города. Читать полностью

Как «Чижик» прижился в Петербурге

Зеленобокий длиннохвостый «Чижик», запущенный в первый «полет» по трамвайному маршруту № 8 в начале марта этого года, вошел в рабочий ритм: на трассе протяженностью 4,6 км пассажиров перевозят семь вагонов, выполняя рейс за 16 - 17 минут. Читать полностью

Летний дворец готов принять посетителей

26 мая для петербуржцев и гостей города открывает свои двери Дворец Петра Великого. Читать полностью
Русский в военной раме | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В залах Корпуса Бенуа Русского музея продолжается выставка «Идет война народная». Она не первая и не единственная, приуроченная к 70-летию Победы. Но у этой выставки свое лицо, она сделана на произведениях, которые датируются военным временем.

«Мы правильно выбрали отрезок времени, только война, – рассказывает заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала ХХ века Русского музея Владимир Леняшин. – Продуманные, философские, выдающиеся картины о войне появлялись позже. То, что делалось художниками во время боевых действий, – репортаж. У музея возникла веская причина показать вещи, ожидавшие своего часа. Их отбирали по ощущению. Некоторые работы хотелось показать без рам. Самое трогательное – рисунки из блокнотов. Здесь все по правде, без прикрас».

Выставка не слишком большая. Залы левой половины Корпуса Бенуа вместили около ста произведений: живопись, графика, скульптура, плакат. Их дополняют архивные материалы о жизни музея в годы войны.

Собранию искусства военного времени в Русском музее положила начало «Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны», открывшаяся в январе 1942 года в залах Союза художников. Многое из того, что было представлено тогда, вошло и в состав нынешней выставки. Есть вещи, хорошо знакомые публике, и те, что демонстрируются впервые.

Пролог – одно из центральных произведений о войне, полотно Александра Дейнеки «Оборона Севастополя». Импульсом к его созданию послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые художник увидел в начале 1942 года. Той зимой он привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе.

Столь же масштабная картина «Штурм Севастополя» Павла Соколова-Скали и Андрея Плотнова, посвященная освобождению города, была задумана как часть диорамы. Но ее никто не видел – многие годы она хранилась на валу. К выставке полотно раскатали с вала, надели на подрамник, поместили в раму. Две работы разных художников о подвиге защитников и освободителей Севастополя «спина к спине» предстали перед публикой.

Для зрителя выставка очень понятная. Во втором и третьем залах кто-то может заплакать. На рисунках наш город пустой, страдающий, но не сломленный. Много лиц: мужские, женские, иногда детские. Портреты развешаны на стене в форме треугольника – как письма с фронта.

Рисунки не проработаны, как и некоторые картины. Их не для выставок делали, в тех условиях надо было работать быстро. Документальные свидетельства – зарисовки художников-фронтовиков, листы из блокнотов, в которые ради памяти заносились фрагменты военного быта.

Архивные материалы и произведения напоминают об эвакуации музея, укрытии памятников, спасении художественных ценностей в годы войны. На рисунках Василия Кучумова, ранее не экспонировавшихся, опустевшие, поврежденные бомбежкой интерьеры Русского музея, в том числе залы, где разместилась выставка.


Сегодня в выставочном зале Санкт-Петербургского творческого союза художников (Невский проспект, 60) откроется выставка «Вставай, страна огромная!».

В числе организаторов масштабного проекта, объединившего тему Победы и открытия второго фронта в Европе, стали Министерство культуры РФ, Российская академия художеств, Европейский центр изобразительных искусств (Словакия), Творческий союз художников России.

Перед посетителями предстанут произведения около 50 авторов, среди которых академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств, народные и заслуженные художники России. В проекте приняли участие авторы из более чем 10 регионов Российской Федерации, Москвы и Петербурга.

Выставка объединяет произведения разных жанров (живопись, графика, скульптура, фотография), созданные преимущественно в последние 10 – 15 лет.

Проект «Вставай, страна огромная!» – еще одна попытка вспомнить события семидесятилетней давности, осмыслить трагический опыт войны, найти новое художественное воплощение драматических страниц истории.

Он направлен также на расширение единого культурного пространства, укрепление связей между регионами страны, увеличение творческих дебютов.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook