Главная городская газета

Русский в военной раме

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Как провел ЧМ-2018 главный аэропорт Петербурга

Пулково занимает четвертое место в России по объему пассажиропотока. Как же аэропорт справился с многочисленным наплывом команд и болельщиков мундиаля? Читать полностью

Городские мероприятия остановят движение транспорта в Петербурге

В праздничные дни отдыхающим автомобилистам стоит переквалифицироваться в пешеходов. А работающим - заранее побеспокоится о своем маршруте. Читать полностью

В центре Петербурга сарай пристроился к истории

На 8-й Советской улице, 4, самовольно построили двухэтажное заведение общественного питания, второй этаж которого сколотили из досок. Городские власти требуют снести этот архитектурный эксперимент. Читать полностью

Около «Лахта Центра» появится поликлиника

Строительство многопрофильного стационара одобрено властями Петербурга. Договоренность о создании учреждения была заключена на ПМЭФ-2018. Читать полностью

Петербургскую школу дзюдо имени Рахлина отреставрируют за 2,4 млн рублей

Смольный одобрил проведение ремонтных работ в образовательном учреждении имени Анатолия Рахлина. Именно этот тренер когда-то обучал президента России Владимира Путина. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 20 июля 2018

Сегодня в выпуске:
Променад вдоль Черной речки...
Марафонцы остановят автомобили...
Петербургские студенты «обронзовели»...
И другие новости. Читать полностью
Реклама
Русский в военной раме | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В залах Корпуса Бенуа Русского музея продолжается выставка «Идет война народная». Она не первая и не единственная, приуроченная к 70-летию Победы. Но у этой выставки свое лицо, она сделана на произведениях, которые датируются военным временем.

«Мы правильно выбрали отрезок времени, только война, – рассказывает заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала ХХ века Русского музея Владимир Леняшин. – Продуманные, философские, выдающиеся картины о войне появлялись позже. То, что делалось художниками во время боевых действий, – репортаж. У музея возникла веская причина показать вещи, ожидавшие своего часа. Их отбирали по ощущению. Некоторые работы хотелось показать без рам. Самое трогательное – рисунки из блокнотов. Здесь все по правде, без прикрас».

Выставка не слишком большая. Залы левой половины Корпуса Бенуа вместили около ста произведений: живопись, графика, скульптура, плакат. Их дополняют архивные материалы о жизни музея в годы войны.

Собранию искусства военного времени в Русском музее положила начало «Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны», открывшаяся в январе 1942 года в залах Союза художников. Многое из того, что было представлено тогда, вошло и в состав нынешней выставки. Есть вещи, хорошо знакомые публике, и те, что демонстрируются впервые.

Пролог – одно из центральных произведений о войне, полотно Александра Дейнеки «Оборона Севастополя». Импульсом к его созданию послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые художник увидел в начале 1942 года. Той зимой он привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе.

Столь же масштабная картина «Штурм Севастополя» Павла Соколова-Скали и Андрея Плотнова, посвященная освобождению города, была задумана как часть диорамы. Но ее никто не видел – многие годы она хранилась на валу. К выставке полотно раскатали с вала, надели на подрамник, поместили в раму. Две работы разных художников о подвиге защитников и освободителей Севастополя «спина к спине» предстали перед публикой.

Для зрителя выставка очень понятная. Во втором и третьем залах кто-то может заплакать. На рисунках наш город пустой, страдающий, но не сломленный. Много лиц: мужские, женские, иногда детские. Портреты развешаны на стене в форме треугольника – как письма с фронта.

Рисунки не проработаны, как и некоторые картины. Их не для выставок делали, в тех условиях надо было работать быстро. Документальные свидетельства – зарисовки художников-фронтовиков, листы из блокнотов, в которые ради памяти заносились фрагменты военного быта.

Архивные материалы и произведения напоминают об эвакуации музея, укрытии памятников, спасении художественных ценностей в годы войны. На рисунках Василия Кучумова, ранее не экспонировавшихся, опустевшие, поврежденные бомбежкой интерьеры Русского музея, в том числе залы, где разместилась выставка.


Сегодня в выставочном зале Санкт-Петербургского творческого союза художников (Невский проспект, 60) откроется выставка «Вставай, страна огромная!».

В числе организаторов масштабного проекта, объединившего тему Победы и открытия второго фронта в Европе, стали Министерство культуры РФ, Российская академия художеств, Европейский центр изобразительных искусств (Словакия), Творческий союз художников России.

Перед посетителями предстанут произведения около 50 авторов, среди которых академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств, народные и заслуженные художники России. В проекте приняли участие авторы из более чем 10 регионов Российской Федерации, Москвы и Петербурга.

Выставка объединяет произведения разных жанров (живопись, графика, скульптура, фотография), созданные преимущественно в последние 10 – 15 лет.

Проект «Вставай, страна огромная!» – еще одна попытка вспомнить события семидесятилетней давности, осмыслить трагический опыт войны, найти новое художественное воплощение драматических страниц истории.

Он направлен также на расширение единого культурного пространства, укрепление связей между регионами страны, увеличение творческих дебютов.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook