Русский дома и в гостях

Директор Русского музея Владимир Гусев нечасто общается с журналистами. Неудивительно, что на встрече в Интерфаксе был аншлаг. Владимир Александрович сразу предупредил: сенсаций, опровержений и расследований не будет. Скорее всего, он имел в виду известную историю о том, как один коллекционер купил картину, не озаботившись получить документальные подтверждения ее подлинности. Когда выяснилось, что он стал обладателем фальшивки, обвинил в этом всех, кого смог, включая Русский музей, где хранится подлинник картины.

Русский дома и в гостях | Источник: spbland.ru

Источник: spbland.ru

Первому лицу Русского музея и без того было о чем рассказать. Музей обладает самым большим собранием отечественного искусства и стремится показывать все, что хранит. Показывать не только у себя в стране, но и за рубежом, преодолевая представление о русском искусстве, как о вечно «догоняющем» западноевропейское.

Задача выполняется разными способами – выставки, открытие культурно-выставочных центров и виртуальных филиалов. За прошлый год в залах Русского музея побывали миллион 200 тысяч человек. Заметен рост интереса к его собранию в регионах и за рубежом. Музей открыл сам или принял участие почти в восьмидесяти выставках. Меньше половины прошло в его стенах, около двадцати за рубежом и без малого три десятка в России.

Виртуальной сетью музей «накрыл» громадные территории. Таких филиалов уже 158. Их география впечатляет: Ангарск, Южно-Сахалинск, Калуга, Шлиссельбург, Йоэнсуу (Финляндия), Анкара (Турция), Архангельск, Кингисепп, Пикалево, Костомукша... Второй виртуальный филиал открылся в Антарктиде, на станции «Беллинсгаузен», где расположены полярные станции более десяти стран. Посетители прилетают даже на вертолете, а летом туда причаливают туристические суда. Как говорит Владимир Гусев, музей интересует не количество филиалов, а их качество.

Не прекращаются реставрационные работы во дворцах Русского музея. Посетители уже оценили восстановленный декор бывших жилых комнат императрицы Марии Федоровны в Михайловском замке – Кавалерской, Будуара и Парадной опочивальни. В Мраморном дворце отреставрированы интерьеры Знаменной и Гостиной.

Все направления деятельности музей намерен сохранить, в первую очередь выставочную. Жители нашего города обязательно увидят юбилейные выставки Валентина Серова и Павла Федотова. Любителей реалистического искусства привлечет «Реализм ХХ века», а «Светский лубок» продолжит тему, два года назад начатую выставкой «Религиозный лубок». К 70-летию Победы приурочена выставка «Идет война народная 1941 – 1945», она откроется в апреле. Летом можно будет увидеть «Скульптуру в камне».

Совсем скоро для посетителей откроются после почти двухлетней реставрации помещения первого этажа Михайловского дворца. Здесь будут залы исторической живописи, пейзажа, залы художников Перова, Крамского, Шишкина, Ге, Саврасова. В Михайловском замке будет развернута выставка «Птенцы гнезда Петрова» о художественной жизни России времен Петра I.

Жители Воронежа увидят работы Филонова, Казани – Серебряковой, Калуги и Самары – Рериха. На пять лет подписан договор о цикле выставок «Спасибо, Урал!», куда были эвакуированы произведения музея в годы войны.

В Монако отправится выставка «От Шагала до Малевича: революция авангарда». Шведские зрители получат выставку «Шагал и его окружение», итальянцы – работы Малевича.

Важным событием станет открытие в испанской Малаге первого европейского культурно-выставочного центра Русского музея. Договор о передаче российскому музею здания на десять лет был подписан в мае прошлого года. Финансирование полностью взяла на себя принимающая сторона. На площади 7500 кв. м расположатся выставочные залы, помещения для монтажа и реставрации экспонатов, кафе, магазины и виртуальный филиал Русского музея.

Планируется, что на этой площадке ежегодно будут представлены три выставки: одна «постоянная» продолжительностью до 9 месяцев и две временные до полугода каждая. Первой долговременной станет выставка «Русское искусство XV – ХХ веков». До сентября в Малаге будет гостить выставка, посвященная искусству эпохи Дягилева, ей на смену приедут работы Филонова.

Рассказывая о планах на будущее, Гусев дал понять, что, возможно, не всем им суждено осуществиться. Как сказал директор музея, надо жить в предложенных обстоятельствах. Не исключено, что в силу таких обстоятельств станет платным вход в Летний сад. Многие выставочные проекты из года в год осуществлялись на средства спонсоров. Теперь музей с тревогой следит за судьбой своих благотворителей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5394) от 09.02.2015.


Комментарии