Руины «Красного треугольника». Как вдохнуть жизнь в знаменитый завод?

Обрушение на днях 150 квадратных метров фасадной стены бывшего завода «Красный треугольник» (набережная Обводного канала, 134) серьезно травмировало женщину, которая шла по тротуару. Этот несчастный случай предельно заострил и без того самую тяжелую в Петербурге проблему сохранения и приспособления памятника промышленной архитектуры.

Руины «Красного треугольника». Как вдохнуть жизнь в знаменитый завод? | ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

Подпилили

Судя по фотографиям, сделанным оперативными службами, обрушился четвертый этаж пустующего кирпичного корпуса № 3, расположенного рядом с центральной башней заводского комплекса. Она также заброшена, но на ней еще держится часть вывески — «треугольник». Слово «красный» давно пропало. На снимках видно, что защитная сетка прикрывает только первый этаж корпуса № 3. Хотя на фотографиях, сделанных в мае прошлого года, хорошо заметно, что сетка закрывала все здание.

Правоохранительные органы, городские власти и администрация Адмиралтейского района сообщили, что в ближайшее время выяснят, кто должен отвечать за сохранность здания. Не исключено, что у него несколько собственников.

Важным свидетельством для расследования причин падения стены может оказаться информация, которая летом минувшего года распространялась в социальных сетях. Из нее следовало, что металлические конструкции, держащие крышу, порезаны. Под ее тяжестью фасадная стена отклонилась от вертикального положения и может обрушиться. Что сейчас и произошло.

Возможно, орудовали мародеры — охотники за металлом. Но нельзя исключить версию, что фермы подпиливали умышленно, чтобы здание «сложилось» и освободило место под застройку.

Красивые планы

Проблема «Красного треугольника» возникла двадцать лет назад, когда обанкротился завод, в то время частное предприятие. На территории размером 34 га, где находится почти 550 тысяч кв. метров площадей, появились десятки собственников, что не позволяет комплексно ее преобразовать. Восемьдесят зданий общей площадью около 100 тысяч кв. метров являются выявленными объектами культурного наследия. Они построены в 1872 – 1913 годах в «кирпичном стиле». Охранный статус еще больше усложняет задачу «сохранения через развитие».

Впрочем, городу принадлежит почти треть территории бывшего «Красного треугольника» — 10 га, на которых расположены более 200 тысяч кв. метров недвижимос­ти. То есть немногим менее половины площадей. Нельзя сказать, что все прошедшие годы «Красным треугольником» никто не занимался. Были самые разные планы — от создания центра мотоциклетного спорта и мес­та проведения пивных фестивалей до грандиозного проекта комплексного развития всей территории, который предполагал приспособление зданий-памятников под офисы и строительство жилья на месте поздних построек, не представляющих ценности. Размер инвестиций для реализации этого проекта оценивался пять лет назад в 45 млрд рублей. Но дальше красивой концепции дело не продвинулось.

На ПМЭФ-2021 городские влас­ти заключили с частной компанией соглашение о намерениях по созданию многофункционального общественного пространства — офисы, отели, торговля, общепит, спорт и т. д. Речь идет о приспособлении зданий-памятников, которые находятся в городской собственности. Но чиновники сразу дали понять: до выработки юридических механизмов и принятия практических решений еще далеко. Пока это именно намерения. Инвестиции в общественное пространство оцениваются в 10 млрд рублей.

Вплоть до уголовной

Между тем все последние годы новости с территории «Красного треугольника» проходят по разделу «Происшествия».

В 2011 году обрушилась крыша корпуса № 4, в 2020‑м — корпуса № 8. Причины те же, что и в нынешнем случае с корпусом № 3, — мародеры спилили несущие конструкции. В 2019 – 2020 годах в зданиях «Красного треугольника» произошло два пожара.

Не считая съемок с открытым огнем, на которые не было разрешений КГИОП. Несколько раз подростки, в поисках приключений лазавшие по аварийным зданиям, падали с большой высоты…

В комментарии на нынешнее печальное событие КГИОП сообщил: «Организовано проведение контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых будет принято решение об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности вплоть до уголовной.

Территория «Красного тре­угольника» представляет собой сложный имущественный комплекс, состоящий из промышленных корпусов и административных зданий, находящихся как в государственной собственности, так и в частной собственности физических и юридических лиц. В 2020 – 2021 годах направлено три заявления в правоохранительные органы о наличии признаков уголовных и административных правонарушений, а также три предостережения о недопущении нарушений обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

В прошлом году в отношении пользователей объекта КГИОП составлено 34 протокола об административных правонарушениях, в результате рассмотрения которых Ленинским районным судом назначено наказание в виде штрафа на сумму 2,55 млн рублей.

В Арбитражный суд по Санкт-Петербургу и Ленинградской облас­ти, а также Ленинский районный суд КГИОП предъявлено 18 исковых заявлений о понуждении выполнить работы по сохранению объекта и взыскании судебной неустойки в случае неисполнения решения суда».

Пора договориться

Прежде чем попытаться ответить на извечный вопрос «что делать?», приведу историческую справку. Ведь здания-памятники — это не только кирпичи. В 1860 году «Товарищество Российско-Американской Резиновой мануфактуры» выпустило первую продукцию. В 1888‑м предприятие стало маркировать свои изделия товарным знаком — тре­угольником с начальными буквами названия. В 1908 году слово «Треугольник» стало кратким названием компании. За первые 50 лет существования мануфактура изготовила 282 миллиона пар галош и стала одним из крупнейших резиновых производителей мира. «Треугольник» выпускал также продукцию для тяжелой промышленности, непромокаемую одежду, резиновые подушки и матрацы. В годы Первой мировой войны предприятие стало основным поставщиком резины для автотранспорта и авиации.

В 1918‑м производство было национализировано и получило название «Государственный завод резиновой промышленности № 1 Треугольник», а через пять лет в честь пятой годовщины Октябрьской революции — «Красный треугольник». В 1927‑м были проведены первые опыты конвейерного выпуска галош. Через два года конвейерами были оборудованы несколько цехов предприятия. В 1932 году «Красный треугольник» первым в мире начал промышленный выпуск изделий из синтетического каучука, который за четыре года до этого был изобретен группой ленинградских ученых во главе с С. В. Лебедевым, возглавлявшим центральную заводскую лабораторию. В конце 1930‑х годов на заводе выпускали детали для автомобилей и тракторов, перфорированную резину для добычи апатитов, стратостаты, поручни для эскалаторов первого советского метрополитена. В годы Великой Отечественной войны «Красный треугольник» продолжал работать для фронта в блокадном Ленинграде.

И с таким богатым и славным прошлым мы видим руину практически в центре Петербурга. Наверное, пора всем заинтересованным в спасении «Треугольника» садиться за круглый стол и решить три проблемы. Составить наконец здесь «карту собственности», о которой разговоры идут не один год. Выяснить, какие здания нужно обязательно сохранить и отреставрировать, а чем можно пожертвовать. Пос­ле этого создать реалистичный проект (или проекты), как вдохнуть жизнь в некогда знаменитую мануфактуру.

#Красный треугольник #завод #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7114) от 21.02.2022 под заголовком «Три проблемы «Треугольника»».


Комментарии