Руина и аджилити. Что скрывают задворки старейшего универмага Петербурга?
«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают разговор о новых общественных пространствах в нашем городе. «Двор Гостинки», расположенный во внутренней части Большого Гостиного двора, проводит второй летний сезон. Оценки посетителей пока оптимистично сдержанные.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Начнем с достоинств нового места. Прежде всего у публики появилась возможность увидеть, как устроен Гостиный двор. Уверен, не все петербуржцы, не говоря уже о туристах, знают, что внутри торговой «трапеции» находится еще одна, где в дореволюционные времена также шла бойкая торговля. Магазины посолиднее имели входы с улиц. Те, что поскромнее, занимали «вторую линию». Теперь эту конструкцию можно увидеть, даже несмотря на то что доступно меньше половины двора.
По сравнению с шумным многолюдным Невским проспектом во дворе тихо и уютно. В центре — сад с цветниками, в качестве клумб здесь старые чемоданы и даже офисный диван. В духе романтических парков среди зелени находится «руина» — огромная гранитная база от колонны. Ее происхождением надо будет поинтересоваться у сотрудников КГИОП. Дикий виноград обвил сочной листвой стену дома — подобные лианы несколько десятилетий украшали трехэтажное здание детского сада на набережной реки Мойки, 102, теперь на этом месте элитный жилой дом.
На главной площадке двора столы для настольного тенниса: ракетки с мячиком можно получить рядом в киоске проката, отмеченного флажками с буквой i. Там же выдают скакалки, шахматы и пластиковые летающие диски. Столиков, где можно поставить шахматную доску, немного, но игроки на площади Островского испокон веков обходятся вовсе без мебели.
Памятник Серафиму Вырицкому, об открытии которого не так давно сообщала наша газета, вполне естественно смотрится рядом с концертной площадкой для выступлений современных групп и двумя десятками вагончиков, где продают пищу телесную. Это и есть примета большого города, где все уживается естественным образом.
На входе со стороны Невского проспекта (он считается вторым, главный — с Садовой улицы) размещена стендовая выставка «Новые городские символы». Она создана на основе народного голосования, которое состоялось в прошлом году. В тройку лидеров вошли «Лахта-центр», «Петербургский ангел» и памятник Александру Невскому. Выставка кратко рассказывает об этих и еще одиннадцати новых городских символах. Напротив стендов на стене офиса ГО и ЧС Гостиного двора размещен термометр, работающий в диапазоне от минус 50 до плюс 50 градусов. Разумеется, он появился раньше общественного пространства и для других целей. Но для посетителей двора — вещь полезная.
Наконец, собачья площадка с «аджилити» (полосой препятствий) для четвероногих — фишка «Двора Гостинки». Обычно собак в такие места не пускают. Или в крайнем случае требуют взять на руки. Тут как повезет шпицу, так не повезет ретриверу. Пока я изучал площадку, сердобольная сотрудница универмага вышла покормить местных кошек. Судя по поведению усатых, это ритуал постоянный. Он очень петербургский, но посетителям, наверное, лучше от него воздерживаться.
Теперь о том, что мне представляется недостатками «Двора Гостинки». Из динамиков, расположенных на пустой сцене, постоянно и достаточно громко доносилась дискотечная музычка. Ей вторили устройства некоторых точек общепита. Сразу появляется ощущение провинциального пляжа. Но там людям скучно, их развлекают, в самом центре Петербурга это явно лишнее. Тем более что для любителей звуков во «Дворе Гостинки» по вечерам проводятся концерты. Как правило, платные, а потому вход в пространство в это время исключительно по билетам.
Скамеек под навесами явно недостаточно, петербургская погода переменчива, летом крыша над головой защищает как от дождя, так и от солнца. В то же время шезлонгов на главной площадке могло бы быть больше.
Идея фонтана удачная, но его металлическая конструкция сильно напоминает одноразовый факел для олимпийского огня. Донесли до стадиона и… сдали в архив. Не спасает задумка в виде несимметричной чаши бассейна, куда стекает вода из фонтана.
Арт-объекты на территории двора могли бы быть, думается, поинтереснее. «Троянский конь» представляет собой конструкцию из металлической сетки, наполненную пластиковыми канистрами, которые волонтеры собрали во время субботников. Эта идея много раз использовалась в эко-арте. Впрочем, конь из разноцветных емкостей останавливает взгляд, призывает беречь окружающую среду. Объект «Мусор в голове» состоит из двух «полушарий»: в одном полезное, например книги, в другом — мусор. Про алюминиевые банки все понятно, но почему‑то туда же вложены отслужившие свое ноутбуки. В данном контексте получается, что компьютер изначально вреден.
В Петербурге много художников, успешно работающих для открытых пространств, проводятся летние и зимние фестивали паблик-арта. Наверное, оптимальным решением стало бы проведение открытого конкурса на объекты для «Двора Гостинки».
Так что соглашусь с одной из оценок нового пространства в соцсетях: «Есть куда развиваться».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7232) от 15.08.2022 под заголовком «А у них во дворе».
Комментарии